Образование

          

   

 

 

 

 

                                                          Новое здание Пермеевской школы.

 

 

 

 

 

         ОБРАЗОВАНИЕ - ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ,

                                     ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ


 

  У народа школа ценилась наравне с хлебом. Честному труженику здравый смысл не изменял: он знал, учение — свет, способный вывести его детей в люди. И, встречая учителя, он снимал шапку. Престиж учительской профессии и определяет сохранившееся с древних времен уважение к тому, кто обладает знанием и способен передать его другим людям.

  Школы района... Их история уходит в XIX век. В селах нашего края (на тер­ритории будущего Ичалковского района) церковно-приходские школы и на­чальные училища впервые были открыты в 1847 году в Лобасках и Ичалках, в 1868 - в Тарханове, в 1871 - в Резоватове, в 1873 - в Кенде, 1876 - в Берего­вых Сыресях и Болдасеве, в 1878 — в Ведянцах, в 1879 — в Гуляеве. Как свиде­тельствуют архивные документы, в глубинном мордовском селе Лобаски учи­лище открыто по ходатайству волостного старосты Л.И. Бибанина перед По-чинковским коннозаводским управлением. Палатой государственных имуществ открыто Гуляевское сельское училище, по инициативе инспектора народных училищ И.Н. Ульянова были открыты школы в с. Резоватово, Вечкусы, Болдасево, Ведянцы, а в Береговых Сыресях — двухклассное повышенное Министерства просвещения училище.

  Много замечательных педагогов помнят на своем веку школы района. Из плеяды учителей, которые работали в церковно-приходских школах и началь­ных училищах, следует вспомнить о. Михаила Модератова, Е. И. Пудовкина (Лобаски), о. Флавия Миловского, Н. Ф. Гнидину (Ичалки), о. Евгения Модера­това, А. И. Кориновскую (Протасово), о. Сергия Фавстрийского, М.И. Кутузова (Селищи), М. Г. Морозову и К. С. Чижову (Кемля), С.Ф. Хрущеву и М. И. Ильи­ну (Рождествено), А. А. Волкова и С. И. Назарова (Б. Сыреси), 3. С. Чижову и А.И. Климову (Баево) и других. Они были активными поборниками народного просвещения в деревне и делали для этого все, что было в их силах.                                  

  А. А. Волков - преподаватель Б. Сыресевского начального училища в 1876-1886 гг., воспитанник И. Н. Ульянова.

 Священник Флаввий Миловский -учитель церковно-приходской школы в с. Ичалки.                                                                     

  Шли годы... Менялись за партами поколения юных лобасковцев и ичалковцев, протасовцев и резова-товцев, детей крестьян и мещан, а потом колхозни­ков, рабочих и служащих.

  Организация народ­ного образования, как одна из важнейших задач культурной революции, начала осуществляться с первых дней Советской власти.

  В 1918 году принима­ется Положение о единой трудовой школе. Оно вво­дило на всей территории РСФСР единую школь­ную систему, целью кото­рой было ликвидировать разрыв между урезанным начальным и средним об­разованием.

                                                                                                                               
                                                                                     Выпускники Ичалковской средней школы. В центре директор школы В. А. Захарьевский. 1928г.               

  В нашем крае (на территории будущего Ичалковского района) переход на советскую школьную систему осуществлялся постепенно. В годы гражданской войны и в первые годы восстановительного периода продолжали работать на­чальные трехклассные школы, количество учащихся в них возросло. В селах Ло-баски, Ичалки, Оброчное работали так называемые высшие училища с четырех­летним сроком обучения, и они давали как бы неполное среднее образование.

  В августе 1923 года СНК РСФСР принял решение о разработке плана введе­ния всеобщего начального образования в течение десяти лет, т.е. завершить его осуществление в 1933-34 уч. году.

  18 декабря 1923 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил «Устав единой трудовой школы», по которому все существующие начальные школы стали именоваться школами I ступени и в них вводилось четырехлетнее обуче­ние. На смену высшим начальным училищам пришла школа II ступени.

  1929 год в жизни ичалковцев занимает особое место — год образования Ичалковского района.


П. А. Органов преподаватель музыки в Ичалковской школе в 1920-х гг. с семьей.


 

  3 июля 1929 года создается Ичалковский отдел образования. Первым его заведующим утверждается Ашугов Н.А.

  Ко времени образования района во всех селах имелись школы 1 ступени, в Ичалках, Тарханове, Ладе — II ступени (школы повышенного типа).

  Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930 года и Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обу­чении» повсеместно вводилось всеобщее обязательное обучение детей в возра­сте 8-9 лет. Одновременно с развитием начального образования подрастающего поколения в стране развернулась огромная работа по ликвидации неграмотнос­ти взрослого населения.

  26 марта 1930 года Президиум Ичалковского РИК постановил:

  1. Объявить Ичалковский район на особом положении по ликвидации не­грамотности.

  2. Мобилизовать на дело ликвидации неграмотности все культурные силы и актив деревни, могущих вести эту работу. Все эти силы поступают в распоря­жение сельских чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности.

  3. Привлечь к учебе в обязательном порядке всех колхозников, членов сель­совета, жен делегаток, членов профсоюза и всех лиц,- состоящих на военном учете. Лиц, уклоняющихся от учебы, подвергнуть штрафу до 5 рублей или при­нудительным работам.

  4. Реорганизовать райштаб по культпоходу в чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности в составе: Лещевой (председатель), Санаева, Лы-сенкова, Баркина, Чернецова (члены). Указать организациям района о безого­ворочном выполнении всех распоряжений комиссии в области ликвидации не­грамотности.

  5. Сельсоветам, не позднее 1 апреля с.г., организовать чрезвычайные ко­миссии по ликвидации неграмотности по принципу районной комиссии.

  6. Всем общественным и кооперативным организациям проработать воп­рос о дополнительном выделении средств по ликвидации неграмотности.

  7. Всю работу по ликвидации неграмотности проводить в боевом порядке.

  8. Обязать сельсоветы и уполномоченных РИКа принять меры к полному охвату всех неграмотных школами ликбеза и индивидуальным обучением.

                                                                                                                                    Председатель РИКа: Поляков

                                                                                                                                                       Секретарь: Грачев.

  Эта работа, продолжавшаяся около 10 лет, привела к почти полной ликвида­ции неграмотности жителей района. По статистическим данным, на вторую половину 1939 года оставались 1291 человек неграмотных и 1023 малограмот­ных. В своей докладной записке тогдашний зав. РОНО Клемин Н.Н. секретарю Ичалковского РКП (б) тов. Рыжову писал: «По имеющимся данным, на 30 де­кабря 1939 года охвачено обучением 783 малограмотных, есть села, в которых охвачено обучением на 100 % (Н. Ичалки, Протасово, Ташкино, Рождествено, Красный Угол), но особенно плохо обстоят дела в Селищах, где имеется 213 неграмотных и 100 малограмотных, Лобасках — 207 неграмотных и 172 мало­грамотных, Пермееве — 91 неграмотный и 51 малограмотный.

  На днях районо разослало во все 41 школы отношение, которым заведующие и директора школ обязываются провести точный учет неграмотных и малогра­мотных и 5 декабря дать сведения об учете охвата и количестве культармейцев.

  В аппарат РОНО подобран инспектор по ликбезграмоте. При выезде на ме­сто работники районо максимум внимания уделяют этому вопросу. Неплохо было бы заслушать одного или двух секретарей парторганизаций на бюро РК о ходе ликбеза, одного или двух председателей сельсовета на президиуме РИКа.


 

2а класс Резоватовской средней школы. 1934-1935 гг.

  Есть все возможности к 24 декабря охватить 100 % обучением всех негра­мотных и малограмотных.

  С 1929 года в Ичалковском районе началась коллективизация крестьянских хозяйств.

  Учительство не стояло в стороне от развивающихся событий. Участвовало в ликвидации неграмотности, в коллективизации хозяйств, в реализации 3-го займа индустриализации, в компании по хлебозаготовкам, распространяло агрознания. При Ичалковской и Болдасевской МТС велась подготовка тракто­ристов.

  В 1930 году выпускники Ичалковской школы — девятилетки получили удостоверение с колхозно-счетоводческим уклоном и были направлены рабо­тать в колхозы (вновь образованные) счетоводами, бухгалтерами.

  Решая задачи просвещения народа, советское правительство принимает действенные меры по расширению сети педагогических учебных заведений и повышению квалификации учителей.

  В 1930 году в Ичалках и Саранске были открыты педтехникумы, при них ;  3 апреля  1931  года развертываются краткосрочные курсы по подготовке


Читальня, организованная райбиблиотекой на избирательном участке. 1937 г. с. Кемля

Первый выпуск Кемлянской семилетней школы. 1939 г.

учителей I и II очереди, в Саранске на 200 человек мордвы, а в Ичалках на 80. Немалую роль в пополнении учительства сыграли Ичалковская школа - девя­тилетка и Кемлянский сельхозтехникум, открытый в 1919 году.

 Создание сети педагогических учебных заведений позволило в 1933-34 учебном году по всей территории Мордовии осуществить переход ко всеобще­му начальному образованию, с середины тридцатых годов начать переход ко всеобщему семилетнему образованию и созданию сети средних школ. В 1936 году состоялся 1 выпуск Ичалковской образцовой средней школы.

 В районе с марта 1937 года по декабрь 1939 года прошла аттестация учите­лей. Знание учителей начальной, неполной средней и средней школы подтвер­дили 327 человек. Как волнующий документ той эпохи читаются отдельные характеристики:  «Володина О.П., учительница  1  класса Кемлянской неполной средней школы, сдала экстерном за пед­училище. К урокам готовится добросовестно. Уроки проводит интересно, широко применяя наглядные пособия, ведет со­держательный альбом на текущие поли­тические события. Виды работ по письму разнообразны. Тетради чистые. С учени­ками своего класса ведет внеклассную работу. Отсева нет. Посещаемость 98 %, успеваемость 96 %. Соцсоревнование проводит с другим параллельным клас­сом. С родителями ведет работу. Сама в политических событиях разбирается. В общественной работе участвует: обуча­ет неграмотных, проводит разъяснение Положения о выборах в Верховный Со­вет СССР».

  «Кочетов В.И., учитель математики 6-7 классов Ичалковской средней школы. Окончил Кемлянский сельхозтехникум. К урокам готовится основательно. Планы подробные. Тетради у учащихся проверя­ются. Руководитель 7 «Б» класса. Дисцип­лина хорошая. В классе  13 пионеров и 4 комсомольца. В классе проводит соцсоревнование, и сам включился в предсъездовское соревнование. Обучает 2 неграмотных. Занимается политсамо-образованием. Газеты читает, в политических вопросах разбирается хорошо».

 Спортивный кружок Резоватовской средней школы. 1937-1938 гг.

«Перепелкин Ф.П. — учитель немецкого языка 5-10 классов Резоватовской средней школы, окончил Ичалковскую девятилетку в 1928 году, Ичалковский педтехникум в 1933 году, заочник 3-го курса Московского института языков. При изучении немецкого языка в классах применяют наглядные пособия, гео­графические карты с обозначением немецкой таблицы. В старших классах раз­говор учитель проводит на немецком языке. Русский язык используется для сравнения языков. Учащиеся 10-х классов имеют запас немецких слов свыше 1200. Успеваемость учащихся по немецкому языку в 7 классе «А» — 89 %, 7 классе «Б» - 94,8 %, 8 классе - 97,8 %, 9 классе - 90 % и в 10 классе - 94,7 %.

  Учащиеся старших классов читают художественную литературу на немец­ком языке из личной библиотеки учителя.

  Тов. Перепелкин читает регулярно немецкую газету и пользуется ею в классе».

  В 30-е годы в районе формируется работоспособный отряд преданных делу педагогов, вышедших из гущи трудового народа. Среди них ведущую роль игра­ли такие учителя, как: Рудометов Алексей Васильевич — заведующий Ичалков-ским РОНО, Аскасев И.И., Клюйкова Т.В. (Резоватовская средняя школа), Ан­тонов Ф.Ф., Суравенков В.П. (Тархановская школа), Храмушин И.В., Понома­рев Н.В. (Гуляевская школа).

  Особо отличившихся учителей сельских школ президиум Верховного Сове­та СССР Указом от 4 мая 1939 года наградил орденами и медалями: орденом «Знак Почета» — Андронову Евдокию Ивановну (директора Ичалковской шко­лы), медалью «За трудовое отличие» — Коляденкова Якова Федоровича (учите­ля Ичалковской средней школы), медалью «За трудовое отличие» — Большако­ву Надежду Ивановну (учительницу Пермеевской неполной средней школы).

  На страну надвигалась война. Ее дыхание чувствовалось во всем. Военно­обязанные учителя постоянно призывались то на переподготовку, то для учас­тия в локальных конфликтах (Хасан, Халкин-Гол). На второй день войны были призваны в действующую армию Н.П. Щетинин (зав. Ханинеевской школой), Н.М. Гребнев (директор Кендянской неполной средней школы). В ноябре 1941 года в связи с призывом в ряды РККА сдал обязанности зав. РОНО В.И. Викторов.

  Ушли на фронт директор педучилища Гугушкин А Г. и преподаватель педа­гогики   Никологорский   В.Д.,   директор   Гуляевской   школы   Большаков   B.C.,


 

зав. Апухтинской школой Атряхин П.П. По существу, на войну были призваны все военнообязанные учителя-мужчины и многие молодые девушки Не все вернулись с поля боя.

  Начавшаяся война принесла неслыханные трудности в работе школы и яви­лась тяжким испытанием для учителей и учащихся. До предела осложнился учебный процесс. Нахватало учебников, тетрадей, наглядных пособий. Нелегко было решать вопрос с обеспечением школ и квартир учителей дровами.

  Учителя кроме непосредственной работы разъясняли населению положе­ние дел на фронте, вселяли веру в победу нашего народа, призывали к самоот­верженному труду, собирали подарки для бойцов Красной Армии.

  Летом ежегодно работали в колхозе и учителя, и учащиеся. Пололи жали молотили, собирали колосья. Много страданий принесла война: и холод' и голод.

  Труднее всего переносились тяжелые вести с фронта. Зловещие похоронки шли одна за другой. Они несли с собой безутешное горе, безжалостно ранили детей. Сколько надо было иметь душевных сил и человеческого тепла нам, мо­лодым, неискушенным в сложностях жизни учителям, чтобы как-то смягчить переживания детей и вселить в них веру в возможность дальнейшей жизни без отцов,  — так вспоминала учительница Ломова ЕМ.

  Сотни учителей района за самоотверженный труд в годы войны были на­граждены медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.».

  Сложные и ответственные задачи по обучению и воспитанию детей решали педагогические коллективы в послевоенные годы. Не все дети школьного воз­раста посещали школы. Многие ученики, испытывая трудности, шли работать в колхозы и на промышленные предприятия. Это было характерным явлением. По Мордовии, например, число учащихся за годы войны сократилось на 50 тыс. человек.

  Поэтому «Законом о пятилетнем плане восстановления и дальнейшего раз­вития народного хозяйства МАССР», принятым в январе 1948 года, в области народного образования предусматривалось обеспечение всеобщего обязатель­ного обучения детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне.

  С 1949 года в стране началось осуществление всеобщего 7-летнего образо­вания. Учительские коллективы района сосредотачивают свои усилия на вовле­чении в школу не обучавшихся в годы войны детей, на обеспечении детей учеб­никами, тетрадями, учебными пособиями, на повышении качества обучения.

Ленинская неделя в Ичалковской средней школе. 1980-е гг.

Преподавательская семья. Н.П. Минеева — награждена орденом Ленина, Г. Минеев, заведующий РОНО,

В.Г. Минеева, преподаватель Смольненской школы, Б. Г. Минеев, учитель рисования и черчения в школе.

1960-е гг.

  Учитель-ветеран Бибанина М.И. (Лобасковская школа) вспоминает о том периоде: «В послевоенное время работать учителями и учиться детям было тя­жело. Классы были переполнены. Много было учеников-переростков. Долгое время отсутствовали учебники и тетради. Трудно было с учебными пособиями. Большинство детей осталось без отцов. Семьи испытывали постоянную нужду в пище и одежде. Питались картошкой и хлебом из лебеды. Многие голодали. Дети ходили в школу в самотканной одежде и лаптях. Но, несмотря на все труд­ности, школьники проявляли большое желание к учебе, многие имели хорошие знания».

  За достигнутые успехи в деле народного образования в послевоенное время орденом Ленина были награждены: Сотскова П.И., Шокурова А. М.г Мещеря­кова А.Н., Аксенова М.Г., Михеева Н.П., Вилков Д.С., Вилкова П.Г., Моро­зова А.Л., Шалимова В.И. Эти люди посвятили полностью свою жизнь делу про­свещения подрастающего поколения, открыли дорогу в жизнь замечательным людям земли ичалковской, оставили яркий след в ее истории.

  В начале 50-х годов в селах района успешно завершился переход к всеобще­му 7-летнему образованию, создавались условия для осуществления всеобщего среднего. Жизнь требовала решения двух неотложенных задач: улучшения учебно-воспитательной* работы и укрепления материально-технической базы школ. К тому времени педагогические коллективы пополнились учителями с высшим образованием.

  С 1958 года в соответствии с «Законом об укреплении связи школы с жиз­нью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» в стране вводится обязательное 8-летнее образование, осуществляется политехнизация школы, вводятся новые предметы, дающие основы знаний по вопросам про­мышленности и сельскохозяйственного производства, учащихся приобщают к труду на предприятиях, опытных участках и в школьных мастерских.

  За многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность были удосто­ены высокого почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» Само-нова Л.А., Нарваткин Н.С., Кондрашин П.Н., Горякина Л.И. За заслуги в облас­ти народного образования присвоено звание «Заслуженный учитель школы Мордовской АССР» Михеевой А.И., Кемарскоскому О.Н., Батяевой Л.М., Воло­диной Н.А., Гавриловой Е.С., Чиняковой A.M., Названовой В.Ф., Трусовой А.Д.,Володину Н.П., Дакиной Е.И., Зеленеевой Е.А., Захаровой М.А., Корякову В.М., Шмаковой М.А., Сапегиной Т.И.

  Время неумолимо бежит. Неузнаваемо меняется образовательный уровень населения, его культура и духовные ценности. Если 70 лет назад на 56 тыс. насе­ления района только тысяча с небольшим обучалась в школах, то сегодня каж­дый получает основное образование.

  За последние годы возрос престиж образования. 60% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, 39% продолжают свое обучение в средних специальных учебных заведениях.

  В школы пришло новое поколение учителей, способное решать сложные зада­чи по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию. Многим из них свойственны высокий профессионализм, неординарное мышление, преданность детям, высокая общественная активность. Трижды становился победителем рос­сийско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведе­ния Тимонин М.А. — директор Тархановской средней школы. Решением комис­сии ему предоставлено право поехать на семинедельную стажировку в США.

  Удостоены премии фонда Сороса: Поросенкова Т.Г., Дыдыкин В.В., Маслен­никова Г.И., Соколова З.А., дважды — Храмова Т.К. — учителя Кемлянской средней школы.

  За большой вклад в дело обучения и воспитания награждены высокими прави­тельственными наградами Ширяева К.И., Кортунова Т.В., Афанасьева Г.А., Кирса­нова М.Г., Черчимова М.Г., Торбина М.Т., Долгова В.В., Межевова В.А и др.

  С 1984-85 учебного года учительские коллективы приступили к выполнению задач начавшейся в стране реформы средней общеобразовательной школы. Осуществляется переход на новые учебные программы, проводится курсовая подготовка и переаттестация учителей, изыскиваются оптимальные формы с малым количеством учащихся в классах, крепнет связь школы с базовыми предприятиями, общественностью села и родителями учащихся.

  В районе сохраняется стройная система образования, гарантирующая каж­дому гражданину обеспечение конституционного права на образование. Есть

 

Юбилей Лобасковской школы.

все основания считать, что она относительно оптимальна, гармонична, посколь­ку соответствует двум взаимосвязанным требованиям: разнообразию образо­вательных услуг, их доступности. В настоящее время в этой системе 43 учреж­дения: 32 школы, из которых 5 начальных, 14 основных, 13 средних, 3 учрежде­ния дополнительного образования (станция юных техников, дом детского творчества, детская юношеская спортивная школа), фильмотека, 7 дошкольных учреждений. В образовательных школах работает 414 педагогов, 45 воспитате­лей. Из общего числа учителей 76,6% имеют высшее образование, 31,5% при­своены первая и высшая квалификационные категории.

  За последние десятилетия совместными усилиями администрации школ и органов местного самоуправления постоянно обновлялась и пополнялась матери­ально-техническая база. В этот период введены в строй Ичалковская, Парадеев-ская, Папулевская школы. Строительство Ичалковской средней школы, которое возглавил директор школы Володин Н.П., началось весной 1967 года. Оно приня­ло поистине народный характер. Неоценимую помощь в этом оказали председа­тели колхоза «Родина» Буткин Н.П., Вечканов И.Ф., руководители промышлен­ных предприятий: Резяпкин И.Т., Столяров М.Л., Орешкин П.И., Молчанов М.П.

  Движение за повышение качества обучения и создания прочной материальной базы, развернувшееся в эти годы, ознаменовалось возведением Парадеевской (ди­ректор Тетюшкин Р.И.), Рождественской (директор Елесина М.И.), Лобасковской (директор Пудовкин Н.И.) средних, Папулевской (директор Калишин С.Я.), Веч-кусской (директор Храмушина Т.Е.) основных школ. Большой капитальный ре­монт проведен в Оброченской средней школе (директор Коряков В.М.).

  Архитектурный пейзаж райцентра в 1986 году украсился зданием типовой средней школы на 1200 ученических мест (директор Бочков А.И.). Была решена проблема школьного обучения детей разросшегося к тому времени рабочего поселка Кемля, создания условий для максимально продуктивного использова­ния учебного времени, охраны и укрепления здоровья обучающихся.

  Несмотря на социально-экономические перемены общества, экономики и социальных сфер села, работа по укреплению материальной базы ведется активно и в настоящее время.

  Введены в строй Кемлянская начальная, Кендянская основная школы, при­строй к Кергудской, Смольненской, Инелейской основным школам, проведена реконструкция Протасовской.

  Как праздник восприняли жители с. Гуляева открытие в 1998 году средней школы на 162 ученических места, где созданы все необходимые условия для успешной организации учебно-воспитательного процесса на современном уров­не. Главная заслуга в этом принадлежит директору школы Фадеевой В.М. — за­служенному работнику образования РМ, за творческий подход к работе, незау­рядные организаторские способности, инициативу, большое педагогическое мастерство она также награждена медалью к ордену «За заслуги перед Отече­ством II степени».

  А в 2001 году открыла свои двери перед учащимися и преподавателями воз­веденная хозспособом Пермеевская школа. Нелегким было ее строительство. В нем приняли участие самые разные организации района, но качество работ оказалось отменным. Это отметил и Глава Республики Мордовия Н.И. Меркуш­кин, и министр образования республики В.В. Кадакин, прибывшие на церемо­нию открытия.

  В 2002 году введено в строй новое здание основной школы на 72 места в од­ном из отдаленных сел района — Ведянцах, которое стало не только домом зна­ний, но и центром духовности и культуры.

  Наконец-то осуществляется мечта жителей крупного населенного куста Папулево —    Б-Сыреси — Селищи учить своих детей в школе, где будут созданы условия не только для учебы, но и для разностороннего развития созидатель­ных, творческих способностей в процессе непрерывного образования. В 2003 году начато возведение Берегово-Сыресевской школы с детским садом. В этом же году завершена одна из долговременных программ по газификации учреж­дений образования.

  В 90-е годы, когда изменились социально-экономические условия, время определило новые педагогические подходы. Система образования района, во­влеченная в преобразования, претерпевает серьезные перемены. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования, организованы различные типы обра­зовательных учреждений, появилась возможность в определенных рамках ме­нять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образователь­ной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладе­нию знаниями.

  От жесткой централизации в управлении, регламентации в работе учебных заведений, долговременной стабилизации содержания образования осущест­вляется переход к новой концепции системы образования, главная задача кото­рой — проблема качества образования. Центральное место в реформировании образовательного процесса — развитие индивидуальных способностей детей.

  1989-1990 учебный год стал годом рождения новой четырехлетней школы. Он положил начало перерастанию средней десятилетней школы в одиннадца­тилетнюю.

  В 1996-1997 учебном году в целях дифференциации и индивидуализации учебного процесса во всех школах введен базисный учебный план, позволяю­щий углубить содержание предметных областей. В частности, экология отраба­тывается на факультативных курсах «Основы экологии», региональный компо­нент образования: история, география, традиции мордовской национальности изучаются на уроках истории и культуры мордовского края. Большая помощь оказывается учащимся, которые готовятся продолжить учебу в ВУЗах; в школах района введены факультативные, групповые и индивидуальные занятия по всем основополагающим предметам школьной программы, способствующие интеграции знаний.

  Большую роль в повышении продуктивности обучения играют сегодня ин­новационные процессы, а именно: раннее обучение иностранному языку, ин­форматике в основной школе, система развивающего обучения Л.В. Занкова в начальных классах, коммуникативная методика изучения русского языка в на­циональных школах, компьютеризация и информатизация образовательных учреждений в рамках Федеральной образовательной программы «Создание единой информационной среды на 2001-2005 гг.».

  В связи с этим, пересматривается сложившиеся десятилетиями представле­ние о качестве образования. А это означает, что деятельность учреждения оце­нивается не только по знаниям, умениям и навыкам, по степени развитости, социальной мобильности личности, воспитанности, но и потому, какой ценой эти результаты достигнуты. Поэтому разработка и освоение здоровьесберегающих технологий обучения стали важными направлениями в их работе.

  При том педагогические коллективы большинства школ стремятся сохра­нить и приумножить традиции прошлого по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса.

  Ичалковская школа на протяжении нескольких десятилетий была одним из центров методической работы в районе. Являлась базой для прохождения прак­тики студентов педучилища, МГПИ, в течение ряда лет служила опорной шко­лой Министерства народного просвещения Мордовской АССР.

  Дважды награждалась Почетными грамотами Президиума Верховного Со­вета Мордовской АССР, Почетным Красным Знаменем.

  В духе национальной гордости и утверждения гуманных отношений челове­ка к человеку воспитывает учащихся педагогический коллектив Лобасковской средней школы. Здесь много делается в области возрождения и сохранности эрзянской культуры и родного языка. В 1997 году эти старейшие школы отмети­ли свой полуторавековой юбилей.

  Настоящей экспериментальной площадкой стала Кемлянская средняя шко­ла под руководством заслуженного учителя Республики Мордовия Буркановой Л.М. На базе этой школы проводятся районные конкурсы «Учитель года». Именно здесь берут начало все инновационные процессы: углубленное обучение предметам, изучение иностранного языка в начальной школе, введение альтернативных современных методик и многое другое.

  Характеризуются стабильностью и квалифицированными специалистами Гуляевская, Ладская, Селищенская, Оброченская, Рождественская, Тархановская, Смольненская школы. В этих образовательных учреждениях наиболее оп­тимально и целостно внедряются в учебно-воспитательный процесс новые педа­гогические технологии и идеи, создаются условия воспитания детей, как субъек­тов духовной, трудовой, социальной деятельности, востребованных в XXI веке.

  Школы района по праву гордятся своими выпускниками, среди которых известные государственные деятели, профессора, мастера живописи, писатели и поэты, ученые — медики и организаторы образования и здравоохранения и многие другие, внесшие и вносящие вклад во все сферы хозяйственной и куль­турной жизни республики и России: Коляденков М.Н., Хрущева Н.П., Сурай-кин Н.М., Илюхин В.Д., Рябов П.Ф., Названов Н.И., Рожков Н.П., Костров Е.Ф., Березин А.И., Измайлов Г.А., Тихомиров А.С., Винтин Н. А., Горбунов Г.И., Ро­машкин В.И. (Ичалковская средняя школа); Галаев П.В., Горбунов И.М., Рябов А.П., Горбунов В.В., Прончатов Н.И., Шумилкин И.Е., Яушев И.М., Чичеватов Н.М., Фильченков А.Е., Адушкин В.А., Сивачев В.Н. (Лобасковская шко­ла); Пискайкин А.К., Ревин В.В., Андреев А.И. (Селищенская школа), Бестужев-Лада И.В., Чибиркин В.В. (Ладская школа), Рязанцев В.А., Беляков В.И., Ганин А.И., Хвастунов М.Д. (Гуляевская школа).

  Неотъемлемой и самоценной частью системы непрерывного образования района остается дошкольное воспитание. Характерной особенностью в работе 7 муниципальных дошкольных учреждений является обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспи­тания и обучения, появление оригинальных программ и методик, которые ориен­тированы не столько на овладение знаниями, сколько на художественную, театра­лизованную деятельность, развитие воображения, познавательной активности, самостоятельности, инициативности, обеспечивающие ребенку успешную дея­тельность в школе. Признанием детских садов стала их востребованность.

  Значительные возможности для обогащения содержания образовательного процесса предоставляет система дополнительного образования района, кото­рая стала органической частью непрерывного образования. Их значимая роль видится в реализации вариативной части учебного плана, в повышении эффек­тивности воспитательной работы школ. Свыше полутора тысяч учащихся посе­щают, ДДТ, СЮТ, ДЮСШ.

  Полноправное партнерство общеобразовательных школ и системы допол­нительного образования позволяют добиваться успехов в учебно-воспитатель­ном процессе. В течение последних трех лет учащиеся района занимают призо­вые места в зональных и республиканских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, по физике, биологии, экологии, обществоведению, немецкому и мордовскому языкам, физической культуре, а в общем зачете команды района за последние годы выходят на 3,4 места.

  Значительное расширение и обновление материальной базы ДЮСШ, ква­лифицированный тренерский состав стали предпосылкой для достижения вы­соких результатов в спорте. Свидетельством признания школы являются третьи и четвертые позиции в республике по итогам работы за 2002-2003 гг.

  Воспитанники школы несколько лет подряд не уступают лидерства в рес­публике по лыжным гонкам, среди которых Бочкарев Роман и Волкова Елена вошли в состав сборной команды Мордовии.

  Команда Смольненской школы стала победителем республиканского кон­курса «Зима-2002». В летней республиканской спартакиаде учащихся 2003 года сборная команда района заняла 6-е место, а в зимней — 2004 года —2-е обще­командное место.

  Но особенно результативными стали такие виды спорта, как вольная и гре­ко-римская борьба. Традиционно воспитанники школы становятся победителя­ми как на республиканских, так и на всероссийских турнирах. За 20 лет суще­ствования ДЮСШ подготовлено 3 мастера спорта, 57 кандидатов в мастера спорта, а Щетинин Александр последние три года является членом сборной ко­манды Приволжского Федерального округа по вольной борьбе.

  Трудное и интересное время переживает наша страна, и народное образо­вание ощущает это наиболее остро. Да и когда России было легко? В не такие уж далекие и не менее трудные тридцатые годы В.И. Вернадский писал: «Тяже­ло, но если не для себя, то для других я верю в лучшее будущее России. Слиш­ком велика в ней масса народа и слишком много в ней талантливости». Им, на­шим предшественникам, удалось это сделать, за что великое им спасибо. Сегод­ня их ноша легла на плечи наши. И теперь уже наш долг сделать все от нас зависящее, чтобы не прервалась научная, духовная жизнь России. А вместе с ней и жизнь самой страны

                                 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

  Ичалковское профессиональное училище №10 организовано в мае 1954 года на базе межрайонной мастерской по капитальному ремонту двигателей. Внача­ле готовили отдельно трактористов и комбайнеров с сокращенным сроком обу­чения (3-6 месяцев), затем перешли к подготовке трактористов-машинистов 3 класса. Одновременно осваивали подготовку водителей автомобилей для Вооруженных Сил СССР.

  В 1965 году начали подготовку трактористов-машинистов широкого профи­ля с 2-годичным сроком обучения, водителей автомобиля 3 класса.

  В связи с массовым поступлением в колхозы новой техники возникла необ­ходимость переучивать механизаторов, и с 1969 года начали организовывать курсы в колхозах как в своем районе, так и в Б-Игнатовском.

  Постепенно развивалась и укреплялась материально-техническая база учи­лища. В 1969 году была построена животноводческая ферма. Появился свой скот. На полях, кроме зерновых культур, выращивались огурцы, капуста, кар­тофель. Учебное хозяйство стало прибыльным.

  В 1967 году своими силами училище электрифицировали.

  В 1968 году открылась новая просторная столовая для учащихся, а в 1969 году пустили в эксплуатацию котельную и перешли на центральное отопление.

  В начале 70-х годов были построены два корпуса на 140 мест каждый под руководством Е.А.Макарова.

  Труднее всего дело обстояло с учебными классами, из-за их разбросанности по всей территории училища невозможно было наладить надлежащий контроль за учебным процессом. Поэтому один корпус общежития переоборудовали в учебный.

  В 1988 году был заложен фундамент под учебный и общественно-бытовой корпуса. В эксплуатацию они были сданы в 1995 году.

  В настоящее время учебное хозяйство училища имеет" 440 га земли и необ­ходимую технику для ее обработки. В училище работает дружный педагогиче­ский коллектив. Ребят обучают опытные педагоги.

  За 50 лет подготовлено более 15 тысяч специалистов, которые трудятся в республике и за ее пределами. В их числе есть такие, чьи имена мы произносим с особой гордостью: Н.П.Тощев — кавалер орденов Ленина и Трудового Крас­ного Знамени, Н.П.Князев — кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Е.А.Кейль — кавалер 2-х орденов Ленина. Многие из наших выпускников с че­стью выполнили свой интернациональный долг в составе ограниченного кон­тингента советских войск в Афганистане. С особым волнением мы называем имена Андрея Егорова, погибшего при выполнении интернационального долга, посмертно награжденного орденом Красной Звезды, и Игоря Балыкова, скон­чавшегося от ран в госпитале, награжденного орденом Красного Знамени.

  В настоящее время училище готовит специалистов по следующим профес­сиям: «тракторист-машинист широкого профиля», «водитель автотранспорт­ных средств категории «Б», «С», «повар», «хозяйка усадьбы».

  В распоряжении учащихся 17 кабинетов, 3 лаборатории, актовый и спортив­ный залы, библиотека, просторная столовая, оборудованный полигон. Все это способствует качественной подготовке квалифицированных работников.

 

    КЕМЛЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ – КУЗНИЦА

               СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ 

 В 2004 году Кемлянскому агарному колледжу исполняется 85 лет. Так уж получилось, что он на 10 лет старше Ичалковского района. До 1929 года Кемля входила в Лукояновский уезд Нижегородской губернии.

  Свою биографию учебное заведение начало 1 марта 1919 года. По решению Нижегородского земельного отдела в селе Кемля, близ станции Оброчное Мос­ковско-Казанской железной дороги в имении бывшего помещика Филосовова было открыто сельскохозяйственное училище имени В.И. Ленина смешанного типа, с двумя отделениями: сельскохозяйственным и лесным.

  У истоков его становления стояли заведующие Маслов К.Н. и Болдов М.Д., преподаватели: Архангельский В.И., Казанцев И.И., Жилинский П.В., Бочкарев С.А., Розанов Н.Н., Сатунин С.Н., Сатунин П.Н.

  Осенью 1923 года сельскохозяйственный техникум стал участником первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

  В 1927 году по проекту преподавателя И.И.Казанцева на реке Алатырь была построена первая гидроэлектростанция, заговорил первый в районе репродук­тор. В 1938 году техникумская электроэнергия пришла в банк, на почту, в поме­щение суда, прокуратуры. Да и вообще техникум был центром культурной и бщественной жизни Кемли.

  Шли годы, менялись времена, учебное заведение росло и крепло пережив к своему 85-летию 5 реорганизаций. В 1920 году сельскохозяйственное училище реорганизовано в сельскохозяйственный техникум, совмещенный с опытно-показательной школой-коммуно.

 

 

В 1921 году — школа отделена от техникума. В 1969 году по Постановлению Совета Министров учебное заведение и земли колхоза «Победа» были отделены и техникум реорганизован в совхоз-техникум.

  В 1996 году совхоз-техникум становится совхозом-колледжем, а в октябре 1999 г. получает статус аграрного колледжа.

  Сегодня учебное заведение имеет хорошую материальную базу: крупного рогатого скота — 1000, свиней — 514 голов, тракторов — 57, зерноуборочных и свеклоуборочных комбайнов — 27; 4601 га сельскохозяйственных угодий, из них 3454 — пашни, 305 — сенокосов, 701 — пастбищ, 37 га прудов.

  С 1977 по 2002 годы коллектив возглавлял Д.Д. Мартынов — кандидат эконо­мических наук, заслуженный работник сельского хозяйства России, депутат Верховного Совета РСФСР 12-го созыва, член-корреспондент Мордовского филиала Академии наук информатизации, кавалер ордена «Знак Почета».

  В 1982-1983 гг. в совхозе-техникуме были организованы подразделения, рабо­тающие на коллективном подряде, внедрена чековая система взаиморасчетов.

  В конце 90-х гг. в совхозе-колледже вступили в строй цеха по переработке сельскохозяйственной продукции: колбасный, сыродельный, мукомольно-кру-порушильный. Заработал участок по производству растительного масла.

  В настоящее время Кемлянский аграрный колледж является учебным заве­дением среднего профессионального образования с повышенным уровнем под­готовки специалистов по специальностям: «Механизация сельского хозяйства»; «Агрономия»; «Зоотехния»; «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». В колледже обучаются 1106 студентов, из них на дневном отделении 835, а 485 — по целевой контрактной подготовке.

  У колледжа два учебных корпуса, учебно-производственная мастерская, ак­товый и спортивный залы, общежитие, столовая, библиотека, автомобили, тракторы, автотрактородром.

  Теоретические учебные занятия проводятся в оборудованных кабинетах и лабораториях, практическое обучение — в учебно-производственной мастер­ской, на автотрактородроме, ферме, в производственной части колледжа.

  Практики по профилю специальности студенты проходят на сельскохозяй­ственных и перерабатывающих предприятиях республики.

  Теоретические и практические занятия ведут высококвалифицированные педагоги, 41 преподаватель из 57 имеет высшую и первую категории. Создана эк­спериментальная площадка по исследованию и внедрению инновационных об­разовательных и воспитательных технологий, 39 педагогов получили сертификат на внедрение инновационных технологий. Это опытные педагоги, такие как О.В. Мишина, М.П. Асина, А.А. Ерина, Т.И. Зеленеева, П.А. Дакин, Е.Г. Дакина, Е.С. Волгаев, Г.И. Пелина, Т.П. Шестакова, А.П. Матренин, Е.Ю. Зиганщина, Л.А. Резяпкина, Т.П. Ситкина, Л.А Ермакова, A.M. Чембаева, В.А Куркина и другие.

  В колледже действует школа передового опыта по внедрению новых форм хозяйственных отношений. Экономическим отделением разработана програм­ма изучения хозрасчетных отношений сельскохозяйственного производства ^ая студентов колледжа, работников АПК РМ.

  Высоко оценен педагогический опыт преподавателя, заведующего заочным отделением Н.И. Кирсанова, которому присвоено звание «Почетный работник среднего специального образования России» Научные труды кандидатов наук Д.Д. Мартынова, А.П. Матренина, Е.С. Волгаева являются учебными пособиями для студентов.

  Большую работу по воспитанию студентов на традициях и истории Кемлянского аграрного колледжа ведет исторический музей учебного заведения. Му­зей сочетает свою работу с учебными занятиями, осуществляет связь с ветера­нами войны и труда, проводит экскурсии.

  На базе лаборатории вычислительной техники создан молодежный компь­ютерный центр, в котором занимаются около 120 человек.

  За период с 1919 по 2001 г. учебное заведение подготовило свыше 12 тыс. специалистов сельского хозяйства. Выпускники получают дополнительно рабо­чие профессии: оператор ЭВМ, слесарь, сварщик, токарь, водитель, тракто­рист-машинист, лаборант химического анализа. На ФОП приобретают обще­ственные профессии организаторов сельских музеев, библиотекарей и др.

  Выпускники колледжа являются проводниками передового опыта хозяй­ствования в Мордовии и России: B.C. Чалов — директор ГУП «Атьминский», заслуженный работник сельского хозяйства России, кавалер ордена «Знак По­чета», лауреат Государственной премии РМ; А.Г. Зиновьев — председатель СХПК «1 Мая», кавалер ордена «Знак Почета», лауреат Государственной пре­мии РМ; Г.В. Митронин — директор Ромодановского сахарного завода; Н.В. Пискайкин — директор АО «Теплоизоляция»; Н.В. Ларин — директор ГУП конный завод «Починковский». Колледж гордится такими выпускниками, как В.Ф. Солтаганов, заместитель секретаря Совета безопасности России, доктора­ми экономических наук С.Ф. Сорокиным и А.А. Ганиным и многими другими.

                                                         ГОТОВИМ УЧИТЕЛЕЙ

  1930 год. В стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение. Для пе­рехода к нему потребовалась армия хорошо подготовленных учителей. На террито­рии Средне-Волжского края были открыты 13 педтехникумов, среди них Ичалковский мордовский педтехникум, переименованный в дальнейшем в педучилище.

  В далеком 1930 году было очень трудно с набором в техникум. Первые пре­подаватели и уполномоченные РИКа ездили по селам и просили родителей от­пустить детей учиться «на учителя». Принимали с разным уровнем обученности. Все были очень бедны. Бедна была и материальная база училища: печное отопление, учебников и учебных кабинетов не было. Но было стремление педа­гогов дать знания и культуру молодым людям из деревни, и это помогало пере­носить трудности.

  Из фотодокументов и воспоминаний выпускников (первые книги приказов не сохранились) узнаем, что одним из первых директоров был Андрей Михай­лович Чурин, завучем — Александр Васильевич Суровцев, преподавателем пе­дагогики Владимир Дмитриевич Никологорский, мордовского языка — Иван Герасимович Морозов, русского языка — Антонина Михайловна Чурина, физ­культуры — Василий Владимирович Сидоров.

  В ноябре 1931 года газета «Красная Мордовия» сообщала, что все учащиеся педтехникума объявили себя «культармейцами». Велика заслуга коллектива в том, что ичалковцы получили первую краевую премию за успехи в ликвидации неграмотности. Деятельность училища не прекращалась и в годы Великой Оте­чественной войны, хотя многие преподаватели и учащиеся ушли на фронт. Среди них был директор педучилища Афанасий Георгиевич Гугушкин. 

  Некоторое время в здании располагался и Кемлянский сельхозтехникум, т.к. его здание было занято под госпиталь. За годы войны было подготовлено 275 учителей, 10 из которых поехали работать в освобожденные районы стра­ны. Коллектив училища возглавляли Елизавета Ивановна Земцова и мордов­ский просветитель Елисей Васильевич Скоблев. Преподавателями были — Прасковья Григорьевна Артамонова, Клавдия Яковлевна Никулкина, Иван Афанасьевич Мухрыгин, Александра Максимовна Кульнина.

  Большой вклад в развитие училища в послевоенные годы внесли директора Михаил Петрович Шекшеев и ныне кандидат исторических наук Иван Андре­евич Яшкин, завучи: Николай Степанович Нарваткин, Дмитрий Георгиевич Ва-сягин, Валентина Константиновна Кондрашова. Именно они и преподаватели Илья Петрович Кривошеев — один из основоположников эрзянской литерату­ры, Екатерина Карповна Названова, Анастасия Ивановна и Александр Никола­евич Березины, Юлия Васильевна Потапова, Антонина Яковлевна Вилкова, Ни­колай Иванович и Анастасия Ивановна Мухортовы, Полина Никитична Жур-лова закладывали те традиции, которые сделали педагогическое училище уважаемым в республике учебным заведением.

  Сотни высококлассных специалистов были подготовлены в эти годы. Мно­гие были удостоены правительственных наград, стали отличниками просвеще­ния, заслуженными учителями. Среди них Нина Ивановна Захаревская, Лидия Александровна Самонова, Нина Ивановна Юнина, Елизавета Ивановна Дакина, Раиса Степановна Кузнецова и другие. Выпускников школьного отделения можно встретить в разных уголках бывшего Советского Союза.

  В 1961 году состоялся первый выпуск дошкольного отделения, все выпуск­ники получили направление в детские сады г.Саранска, где работают воспита­телями, методистами, заведующими детскими садами, специалистами по дош­кольному воспитанию в РОО и МРИО.

  В 1966 году было открыто художественно-графическое отделение. Большой вклад в его становление внесли директор Василий Трофимович Вельдяскин, награжденный двумя орденами Ленина, заслуженный учитель школы РСФСР, завуч Иван Егорович Елисеев, заслуженный работник образования Республики Мордовия, заслуженный учитель школы МАССР Николай Ильич Гордеев, кото­рый, заведуя отделением, сумел сплотить около себя талантливых педагогов: Александра Давыдовича Бортникер, Галину Филипповну Калинину, супругов Сушковых, супругов Асановых, супругов Большаковых.

  Всемирную известность получила школа юных резчиков по дереву в Подлесной Тавле Кочкуровского района, организатором которой является Николай Иванович Мастин — выпускник ХГО. В республике хорошо знают заслуженного работника культуры Светлану Александровну Челышкову (г.Саранск ДХП1 № 3), члена Союза художников России, учителя рисования и черчения в с.Красино Ивана Петровича Маркина. За пределами республики стали известны выпускни­ки: А.Н. Баргов — председатель Союза художников Мордовии, В.П. Шадрин — заслуженный художник Мордовии, супруги Рязанцевы: Ирина Михайловна — Отличник народного просвещения, Заслуженный работник высшего образова­ния, декан ХГФ Чувашского университета им. И.Я. Яковлева, Виктор Александ­рович — старший научный сотрудник Чувашского государственного музея.

  В 1972 году училище переведено в новый корпус. Это был огромный пода­рок преподавателям и учащимся. Тон в работе коллектива, которым руководил тогда заслуженный учитель школы МАССР Виктор Семенович Клеянкин, зада­вали в то время Татьяна Федоровна Куркина, Евгения Петровна Кузнецова, Нина Федоровна Елисеева, Галина Георгиевна и Александр Кириллович Кемаевы, Иван Яковлевич и Алевтина Павловна Верендякины, Нина Валентиновна Малова, Людмила Васильевна Чувикова, Елена Кузьминична Видманова, Миха­ил Федорович Еделькин, Валентин Моисеевич Воронин, Петр Георгиевич Ку-манев, Анна Егоровна Терешкина.

  В эти годы были выпущены учебники для национальных начальных школ, авторами которых были Татьяна Федоровна Куркина, Галина Георгиевна Кема-ева, Елена Кузьминична Видманова, Валентина Федоровна Названова. С 1992 года происходят изменения внутренней структуры училища. Открыты лицей­ские и колледжные группы. В настоящее время подготовка ведется по четырем специальностям на очном отделении. «Преподавание в начальных классах» на базе основной средней школы со специальностями: учитель родного (эрзянско­го или татарского) языка, учитель физической культуры, педагог дополнитель­ного образования, воспитатель детей дошкольного возраста, учитель музыки, учитель технологии, учитель иностранного языка в начальных классах, педагог-психолог. «Изобразительное искусство и черчение» со специальностями: педа­гог-организатор, учитель технологии, педагог дополнительного образования, учитель мировой художественной культуры, учитель истории основной школы, учитель английского языка основной школы.

  На хозрасчетном заочном отделении ведется подготовка учителей начальной школы и изобразительного искусства. Сохранить традиции учебного заведения, память о людях, работавших и учившихся в нем, помогает музей училища, кото­рым заведует влюбленный в свое дело человек — Римма Александровна Кокури-на. Она умело организует поисковую и оформительскую работу со студентами и преподавателями, проводит экскурсии, встречи с выпускниками. Стало традици­ей, что группы нового набора начинают свое обучение с посещения музея.

  В настоящее время учебное заведение располагает необходимой базой для подготовки специалистов, достаточно высоким кадровым потенциалом. Из 76 педагогов 8 имеют почетное звание «Заслуженный учитель Республики Мордо­вия», 38 — высшую квалификационную категорию, 23 — первую, третья часть педагогов отмечена правительственными наградами и значками «Отличник на­родного просвещения».

  За последние годы вдвое увеличен библиотечный фонд, в учебном процессе достойное место заняли видеофильмы, аудиовизуальные средства обучения, компьютеры, телевидение. Учебный процесс обеспечивают 22 кабинета, спортивный, актовый и тренажерный залы, 6 учебных мастерских, 13 музыкаль­ных кабинетов для индивидуального обучения, зал ритмики и хореографии.

  Построено и введено в строй 15 квартир для преподавателей, сделан при­строй к учебному корпусу, введена в строй газовая котельная, готовится строи­тельство общежития на 250 мест со спортивным залом и столовой.

  Неоценимый вклад в развитие материальной базы училища, создание над­лежащих условий для преподавателей и студентов внес директор Геннадий Петрович Поросенков, возглавляющий коллектив с 1989 года.

  С 2000 года училище получило статус колледжа

  Значительные изменения за последние годы произошли в обновлении со­держания образования, повысились уровень и качество научно-методической работы. Каждый преподаватель работает над определенной методической те­мой, разработал рабочие программы дисциплин базового и повышенного уров­ня с учетом Госстандартов и национального регионального компонента.Изучая систему развивающегося обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и другие альтернативные программы, коллектив постепенно вне­дряет их в процесс подготовки учащихся. Особенно преподавателям близки деятельностный подход А.Н.Леонтьева, концепции личностно-ориентированного образования И.С.Якиманской и В.В.Серикова, теория развития личностной свободы у младших школьников В.В.Зайцева.

  Одним из важнейших направлений в работе является проведение на базе колледжа республиканских и региональных семинаров, научно-практических и теоретических конференций для учителей начальных классов, музыки, ИЗО, физической культуры, обслуживающего и технического труда. В данных ме­роприятиях принимают активное участие методисты Мордовского института образования, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, районных отделов образования.

  Преподаватели колледжа активно участвуют в педчтениях, семинарах, выс­тупают на конференциях, проводимых в пединституте, Республиканском ин­ституте образования, университете.

  В своей работе преподаватели колледжа уделяют большое внимание разви­тию у студентов умения работать с многокультурным составом учащихся, вос­питанию ответственности и умения работать с различными разновидностями этнических и культурных групп, формируют уважение к отдельной личности, навыкам сотрудничества с коллегами, развивают умение разбираться в различ­ных технологиях и многообразии учебников и программ, т.е. готовят их к твор­ческой работе, к новаторству (умению строить учебный процесс).

  Педагогами-новаторами колледжа можно назвать преподавателей высшей категории: Светлану Вячеславовну Ямбикову, Алевтину Анатольевну Сурайки-ну, Александра Николаевича Кокурина, Елену Кузьминичну Видманову, Екате­рину Гавриловну Шестакову, Валентину Юрьевну Вдовину, Алевтину Констан­тиновну Пурякову, Анатолия Павловича Забродина, Нину Георгиевну Назаро­ву, Елену Алексеевну Игайкину, Людмилу Ивановну Пудовкину, Валентину Федоровну Юрченкову, Валентину Викторовну Вечканову, Наталью Ивановну Фабричнову, Галину Ивановну Шеногину, Надежду Дмитриевну Вильдяеву, Надежду Николаевну Вельматову, Прыткову Елену Ивановну.

  В колледже отрабатывается система отбора будущих учителей. Она включает в себя профессиональную ориентацию и консультацию школьников на местах и со­беседование, проводимое во время подачи абитуриентами заявления. Также ис­пользуются и другие формы профориентационной работы. Ежегодно в дни весен­них каникул проводятся «Дни открытых дверей», в ходе которых школьники посе­щают колледж, с ними организуются встречи, для них работают выставки.

  В педагогическом колледже складывается определенная система работы с вы-плскниками. Создан совет по связи с ними, установилась связь с районными и го­родскими отделами образования республики по работе молодых специалистов. Проводится сверка фактического трудоустройства выпускников путем запросов в гай (гор) отделы образования. С помощью анкетирования выявляются трудности, к «торые встречались в работе, во взаимоотношениях с коллективом учителей, ад­министрацией школ, бытовые условия, общественное лицо выпускников, а также их предложения по улучшению обучения и воспитания будущих учителей.

  Большие возможности для анализа качества подготовки специалистов дают характеристики выпускников, которые тщательно анализируются. Анализ по­казывает, что большая часть выпускников имеет достаточно высокую научно-практическую и методическую подготовку. В характеристиках отмечается доб­росовестное отношение к делу и желание повышать свое методическое мастер­ство. На заседаниях педагогического совета колледжа намечаются пути выполнения рекомендаций молодых учителей.

  Воспитательная работа в педагогическом колледже направлена на реализа­цию идей общеколледжной проблемы — обеспечение современного качества образования и воспитания, их соответствие актуальным и перспективным по­требностям личности, общества и государства. С этой целью в основу воспита­тельной работы включено решение таких задач, как: знакомство с идеями, по­ложительно влияющими на формирование научного мировоззрения, развитие  ложительного отношения к овладению педагогической профессией; обеспе­чение целенаправленного систематического развития интереса к профессии учителя; проведение целенаправленной работы по формированию социально-активной личности учителя; развитие представления об идеале современного учителя; воспитание чувства нравственного долга, моральной ответственности за свои поступки; воспитание национального характера, придающего личности колорит национальной культуры и самобытности.

  На основе общеколледжного плана разрабатываются планы классных руково­дителей и кружков. Проводятся тематические и развлекательные мероприятия. О художественной самодеятельности колледжа хорошо знают в республике. Дан­ный участок работы возглавляет зам .директора по воспитательной работе Тамара Петровна Марушева. Много сил в работу со студентами вкладывают заведующие отделениями Маргарита Александровна Щетинина и Галина Ивановна Шеногина.

  В 2001 году была создана команда КВН, которая неоднократно становилась призером Чемпионата КВН РМ среди команд ССУЗов и школьных команд. С этого года в колледже действует отряд «Патриот» Патриотического объедине­ния «Поиск» РМ, которому весной 2004 года за активную работу по увековечи­ванию памяти павших в годы Великой Отечественной войны было присвоено имя Виктора Лобурёва, выпускника колледжа, погибшего в Афганистане. Ста­ло уже традицией участие студентов и преподавателей колледжа во Всероссий­ской конференции — фестивале творчества студентов «Юность Большой Вол­ги» в г.Чебоксары, где многие исследовательские работы колледжа были отме­чены дипломами. Научно-исследовательскую работу в колледже возглавляет Лукьянова Елена Николаевна.

  Планомерно проводится и спортивная работа. Систематически работают секции волейбола, настольного тенниса, легкоатлетическая, лыжная. Спорт­смены училища принимают активное участие во всех районных соревнованиях и спартакиадах ССУЗов РМ, где постоянно занимают призовые места, являют­ся членами сборных команд района и республики.

  В 1997 году принимали участие во Всероссийском физкультурно-спортивном фестивале студентов в г.Чебоксары, где завоевали 15 золотых, серебряных и бронзовых медалей, 17 дипломов.

  В 1998 году выезжали на V фестиваль народов Поволжья в г.Череповец, где заняли третье призовое место и получили 3 бронзовых медали и 3 диплома. Но главное богатство училища — его выпускники, а сейчас их более 7 тысяч, рабо­тающих и работавших в разных уголках нашей страны.

  Без выпускников Ичалковского педагогического колледжа невозможно себе представить республику. Они стали полномочными ее представителями в образовании, науке, искусстве, органах государственной власти. Среди них Владимир Петрович Андронов —доктор психологических наук, Иван Андрее­вич Юрин — доктор исторических наук, Александр Петрович Тимошкин — зам. министра труда и занятости республики, Мария Дмитриевна Имайкина и Валентина Львовна Имайкина — кандидаты филологических наук, Вера Кон­стантиновна Живоедова — бывший министр образования республики, заслу­женный учитель школы РСФСР, Василий Степанович Тягушев, Виктор Петро­вич Тумайкин — кандидаты исторических наук, Виктор Герасимович Авер-кин — бывший министр юстиции МАССР, Виктор Александрович Вальков — бывший министр образования республики, Лидия Алексеевна Сурайкина — кандидат философских наук, Александр Макарович Доронин — поэт, член со­юза писателей России, лауреат Государственной премии РМ, редактор журнала «Сятко», Евгения Александровна Долинина — логопед детсада № 5 (г.Саранск), «Отличник народного образования РСФСР», Владимир Павлович Шадрин — член Союза художников, лауреат Государственной премии республики, Миха­ил Иванович Ломшин — доктор педагогических наук, Василий Федорович На­званов — доктор физико-математических наук, профессор, Светлана Владими­ровна Мелёшина — кандидат педагогических наук.

 

Главная
Природный комплекс
Села района
Сельское хозяйство
Промышленность
Малый бизнес
Герои войны
Карта сайта
Контакты
Hosted by uCoz