Новое здание Пермеевской школы.
ОБРАЗОВАНИЕ - ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ,
ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ
У народа школа ценилась наравне с хлебом. Честному труженику здравый смысл не изменял: он знал, учение — свет, способный вывести его детей в люди. И, встречая учителя, он снимал шапку. Престиж учительской профессии и определяет сохранившееся с древних времен уважение к тому, кто обладает знанием и способен передать его другим людям.
Школы района... Их история уходит в XIX век. В селах нашего края (на территории будущего Ичалковского района) церковно-приходские школы и начальные училища впервые были открыты в 1847 году в Лобасках и Ичалках, в 1868 - в Тарханове, в 1871 - в Резоватове, в 1873 - в Кенде, 1876 - в Береговых Сыресях и Болдасеве, в 1878 — в Ведянцах, в 1879 — в Гуляеве. Как свидетельствуют архивные документы, в глубинном мордовском селе Лобаски училище открыто по ходатайству волостного старосты Л.И. Бибанина перед По-чинковским коннозаводским управлением. Палатой государственных имуществ открыто Гуляевское сельское училище, по инициативе инспектора народных училищ И.Н. Ульянова были открыты школы в с. Резоватово, Вечкусы, Болдасево, Ведянцы, а в Береговых Сыресях — двухклассное повышенное Министерства просвещения училище.
Много замечательных педагогов помнят на своем веку школы района. Из плеяды учителей, которые работали в церковно-приходских школах и начальных училищах, следует вспомнить о. Михаила Модератова, Е. И. Пудовкина (Лобаски), о. Флавия Миловского, Н. Ф. Гнидину (Ичалки), о. Евгения Модератова, А. И. Кориновскую (Протасово), о. Сергия Фавстрийского, М.И. Кутузова (Селищи), М. Г. Морозову и К. С. Чижову (Кемля), С.Ф. Хрущеву и М. И. Ильину (Рождествено), А. А. Волкова и С. И. Назарова (Б. Сыреси), 3. С. Чижову и А.И. Климову (Баево) и других. Они были активными поборниками народного просвещения в деревне и делали для этого все, что было в их силах.
А. А. Волков - преподаватель Б. Сыресевского начального училища в 1876-1886 гг., воспитанник И. Н. Ульянова.
Священник Флаввий Миловский -учитель церковно-приходской школы в с. Ичалки.
Шли годы... Менялись за партами поколения юных лобасковцев и ичалковцев, протасовцев и резова-товцев, детей крестьян и мещан, а потом колхозников, рабочих и служащих.
Организация народного образования, как одна из важнейших задач культурной революции, начала осуществляться с первых дней Советской власти.
В 1918 году принимается Положение о единой трудовой школе. Оно вводило на всей территории РСФСР единую школьную систему, целью которой было ликвидировать разрыв между урезанным начальным и средним образованием.
В нашем крае (на территории будущего Ичалковского района) переход на советскую школьную систему осуществлялся постепенно. В годы гражданской войны и в первые годы восстановительного периода продолжали работать начальные трехклассные школы, количество учащихся в них возросло. В селах Ло-баски, Ичалки, Оброчное работали так называемые высшие училища с четырехлетним сроком обучения, и они давали как бы неполное среднее образование.
В августе 1923 года СНК РСФСР принял решение о разработке плана введения всеобщего начального образования в течение десяти лет, т.е. завершить его осуществление в 1933-34 уч. году.
18 декабря 1923 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил «Устав единой трудовой школы», по которому все существующие начальные школы стали именоваться школами I ступени и в них вводилось четырехлетнее обучение. На смену высшим начальным училищам пришла школа II ступени.
1929 год в жизни ичалковцев занимает особое место — год образования Ичалковского района.
П. А. Органов преподаватель музыки в Ичалковской школе в 1920-х гг. с семьей.
3 июля 1929 года создается Ичалковский отдел образования. Первым его заведующим утверждается Ашугов Н.А.
Ко времени образования района во всех селах имелись школы 1 ступени, в Ичалках, Тарханове, Ладе — II ступени (школы повышенного типа).
Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930 года и Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» повсеместно вводилось всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8-9 лет. Одновременно с развитием начального образования подрастающего поколения в стране развернулась огромная работа по ликвидации неграмотности взрослого населения.
26 марта 1930 года Президиум Ичалковского РИК постановил:
1. Объявить Ичалковский район на особом положении по ликвидации неграмотности.
2. Мобилизовать на дело ликвидации неграмотности все культурные силы и актив деревни, могущих вести эту работу. Все эти силы поступают в распоряжение сельских чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности.
3. Привлечь к учебе в обязательном порядке всех колхозников, членов сельсовета, жен делегаток, членов профсоюза и всех лиц,- состоящих на военном учете. Лиц, уклоняющихся от учебы, подвергнуть штрафу до 5 рублей или принудительным работам.
4. Реорганизовать райштаб по культпоходу в чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности в составе: Лещевой (председатель), Санаева, Лы-сенкова, Баркина, Чернецова (члены). Указать организациям района о безоговорочном выполнении всех распоряжений комиссии в области ликвидации неграмотности.
5. Сельсоветам, не позднее 1 апреля с.г., организовать чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности по принципу районной комиссии.
6. Всем общественным и кооперативным организациям проработать вопрос о дополнительном выделении средств по ликвидации неграмотности.
7. Всю работу по ликвидации неграмотности проводить в боевом порядке.
8. Обязать сельсоветы и уполномоченных РИКа принять меры к полному охвату всех неграмотных школами ликбеза и индивидуальным обучением.
Председатель РИКа: Поляков
Секретарь: Грачев.
Эта работа, продолжавшаяся около 10 лет, привела к почти полной ликвидации неграмотности жителей района. По статистическим данным, на вторую половину 1939 года оставались 1291 человек неграмотных и 1023 малограмотных. В своей докладной записке тогдашний зав. РОНО Клемин Н.Н. секретарю Ичалковского РКП (б) тов. Рыжову писал: «По имеющимся данным, на 30 декабря 1939 года охвачено обучением 783 малограмотных, есть села, в которых охвачено обучением на 100 % (Н. Ичалки, Протасово, Ташкино, Рождествено, Красный Угол), но особенно плохо обстоят дела в Селищах, где имеется 213 неграмотных и 100 малограмотных, Лобасках — 207 неграмотных и 172 малограмотных, Пермееве — 91 неграмотный и 51 малограмотный.
На днях районо разослало во все 41 школы отношение, которым заведующие и директора школ обязываются провести точный учет неграмотных и малограмотных и 5 декабря дать сведения об учете охвата и количестве культармейцев.
В аппарат РОНО подобран инспектор по ликбезграмоте. При выезде на место работники районо максимум внимания уделяют этому вопросу. Неплохо было бы заслушать одного или двух секретарей парторганизаций на бюро РК о ходе ликбеза, одного или двух председателей сельсовета на президиуме РИКа.
2а класс Резоватовской средней школы. 1934-1935 гг.
Есть все возможности к 24 декабря охватить 100 % обучением всех неграмотных и малограмотных.
С 1929 года в Ичалковском районе началась коллективизация крестьянских хозяйств.
Учительство не стояло в стороне от развивающихся событий. Участвовало в ликвидации неграмотности, в коллективизации хозяйств, в реализации 3-го займа индустриализации, в компании по хлебозаготовкам, распространяло агрознания. При Ичалковской и Болдасевской МТС велась подготовка трактористов.
В 1930 году выпускники Ичалковской школы — девятилетки получили удостоверение с колхозно-счетоводческим уклоном и были направлены работать в колхозы (вновь образованные) счетоводами, бухгалтерами.
Решая задачи просвещения народа, советское правительство принимает действенные меры по расширению сети педагогических учебных заведений и повышению квалификации учителей.
В 1930 году в Ичалках и Саранске были открыты педтехникумы, при них ; 3 апреля 1931 года развертываются краткосрочные курсы по подготовке
Читальня, организованная райбиблиотекой на избирательном участке. 1937 г. с. Кемля
Первый выпуск Кемлянской семилетней школы. 1939 г.
учителей I и II очереди, в Саранске на 200 человек мордвы, а в Ичалках на 80. Немалую роль в пополнении учительства сыграли Ичалковская школа - девятилетка и Кемлянский сельхозтехникум, открытый в 1919 году.
Создание сети педагогических учебных заведений позволило в 1933-34 учебном году по всей территории Мордовии осуществить переход ко всеобщему начальному образованию, с середины тридцатых годов начать переход ко всеобщему семилетнему образованию и созданию сети средних школ. В 1936 году состоялся 1 выпуск Ичалковской образцовой средней школы.
В районе с марта 1937 года по декабрь 1939 года прошла аттестация учителей. Знание учителей начальной, неполной средней и средней школы подтвердили 327 человек. Как волнующий документ той эпохи читаются отдельные характеристики: «Володина О.П., учительница 1 класса Кемлянской неполной средней школы, сдала экстерном за педучилище. К урокам готовится добросовестно. Уроки проводит интересно, широко применяя наглядные пособия, ведет содержательный альбом на текущие политические события. Виды работ по письму разнообразны. Тетради чистые. С учениками своего класса ведет внеклассную работу. Отсева нет. Посещаемость 98 %, успеваемость 96 %. Соцсоревнование проводит с другим параллельным классом. С родителями ведет работу. Сама в политических событиях разбирается. В общественной работе участвует: обучает неграмотных, проводит разъяснение Положения о выборах в Верховный Совет СССР».
«Кочетов В.И., учитель математики 6-7 классов Ичалковской средней школы. Окончил Кемлянский сельхозтехникум. К урокам готовится основательно. Планы подробные. Тетради у учащихся проверяются. Руководитель 7 «Б» класса. Дисциплина хорошая. В классе 13 пионеров и 4 комсомольца. В классе проводит соцсоревнование, и сам включился в предсъездовское соревнование. Обучает 2 неграмотных. Занимается политсамо-образованием. Газеты читает, в политических вопросах разбирается хорошо».
Спортивный кружок Резоватовской средней школы. 1937-1938 гг.
«Перепелкин Ф.П. — учитель немецкого языка 5-10 классов Резоватовской средней школы, окончил Ичалковскую девятилетку в 1928 году, Ичалковский педтехникум в 1933 году, заочник 3-го курса Московского института языков. При изучении немецкого языка в классах применяют наглядные пособия, географические карты с обозначением немецкой таблицы. В старших классах разговор учитель проводит на немецком языке. Русский язык используется для сравнения языков. Учащиеся 10-х классов имеют запас немецких слов свыше 1200. Успеваемость учащихся по немецкому языку в 7 классе «А» — 89 %, 7 классе «Б» - 94,8 %, 8 классе - 97,8 %, 9 классе - 90 % и в 10 классе - 94,7 %.
Учащиеся старших классов читают художественную литературу на немецком языке из личной библиотеки учителя.
Тов. Перепелкин читает регулярно немецкую газету и пользуется ею в классе».
В 30-е годы в районе формируется работоспособный отряд преданных делу педагогов, вышедших из гущи трудового народа. Среди них ведущую роль играли такие учителя, как: Рудометов Алексей Васильевич — заведующий Ичалков-ским РОНО, Аскасев И.И., Клюйкова Т.В. (Резоватовская средняя школа), Антонов Ф.Ф., Суравенков В.П. (Тархановская школа), Храмушин И.В., Пономарев Н.В. (Гуляевская школа).
Особо отличившихся учителей сельских школ президиум Верховного Совета СССР Указом от 4 мая 1939 года наградил орденами и медалями: орденом «Знак Почета» — Андронову Евдокию Ивановну (директора Ичалковской школы), медалью «За трудовое отличие» — Коляденкова Якова Федоровича (учителя Ичалковской средней школы), медалью «За трудовое отличие» — Большакову Надежду Ивановну (учительницу Пермеевской неполной средней школы).
На страну надвигалась война. Ее дыхание чувствовалось во всем. Военнообязанные учителя постоянно призывались то на переподготовку, то для участия в локальных конфликтах (Хасан, Халкин-Гол). На второй день войны были призваны в действующую армию Н.П. Щетинин (зав. Ханинеевской школой), Н.М. Гребнев (директор Кендянской неполной средней школы). В ноябре 1941 года в связи с призывом в ряды РККА сдал обязанности зав. РОНО В.И. Викторов.
Ушли на фронт директор педучилища Гугушкин А Г. и преподаватель педагогики Никологорский В.Д., директор Гуляевской школы Большаков B.C.,
зав. Апухтинской школой Атряхин П.П. По существу, на войну были призваны все военнообязанные учителя-мужчины и многие молодые девушки Не все вернулись с поля боя.
Начавшаяся война принесла неслыханные трудности в работе школы и явилась тяжким испытанием для учителей и учащихся. До предела осложнился учебный процесс. Нахватало учебников, тетрадей, наглядных пособий. Нелегко было решать вопрос с обеспечением школ и квартир учителей дровами.
Учителя кроме непосредственной работы разъясняли населению положение дел на фронте, вселяли веру в победу нашего народа, призывали к самоотверженному труду, собирали подарки для бойцов Красной Армии.
Летом ежегодно работали в колхозе и учителя, и учащиеся. Пололи жали молотили, собирали колосья. Много страданий принесла война: и холод' и голод.
Труднее всего переносились тяжелые вести с фронта. Зловещие похоронки шли одна за другой. Они несли с собой безутешное горе, безжалостно ранили детей. Сколько надо было иметь душевных сил и человеческого тепла нам, молодым, неискушенным в сложностях жизни учителям, чтобы как-то смягчить переживания детей и вселить в них веру в возможность дальнейшей жизни без отцов, — так вспоминала учительница Ломова ЕМ.
Сотни учителей района за самоотверженный труд в годы войны были награждены медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.».
Сложные и ответственные задачи по обучению и воспитанию детей решали педагогические коллективы в послевоенные годы. Не все дети школьного возраста посещали школы. Многие ученики, испытывая трудности, шли работать в колхозы и на промышленные предприятия. Это было характерным явлением. По Мордовии, например, число учащихся за годы войны сократилось на 50 тыс. человек.
Поэтому «Законом о пятилетнем плане восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства МАССР», принятым в январе 1948 года, в области народного образования предусматривалось обеспечение всеобщего обязательного обучения детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне.
С 1949 года в стране началось осуществление всеобщего 7-летнего образования. Учительские коллективы района сосредотачивают свои усилия на вовлечении в школу не обучавшихся в годы войны детей, на обеспечении детей учебниками, тетрадями, учебными пособиями, на повышении качества обучения.
Ленинская неделя в Ичалковской средней школе. 1980-е гг.
Преподавательская семья. Н.П. Минеева — награждена орденом Ленина, Г. Минеев, заведующий РОНО,
В.Г. Минеева, преподаватель Смольненской школы, Б. Г. Минеев, учитель рисования и черчения в школе.
1960-е гг.
Учитель-ветеран Бибанина М.И. (Лобасковская школа) вспоминает о том периоде: «В послевоенное время работать учителями и учиться детям было тяжело. Классы были переполнены. Много было учеников-переростков. Долгое время отсутствовали учебники и тетради. Трудно было с учебными пособиями. Большинство детей осталось без отцов. Семьи испытывали постоянную нужду в пище и одежде. Питались картошкой и хлебом из лебеды. Многие голодали. Дети ходили в школу в самотканной одежде и лаптях. Но, несмотря на все трудности, школьники проявляли большое желание к учебе, многие имели хорошие знания».
За достигнутые успехи в деле народного образования в послевоенное время орденом Ленина были награждены: Сотскова П.И., Шокурова А. М.г Мещерякова А.Н., Аксенова М.Г., Михеева Н.П., Вилков Д.С., Вилкова П.Г., Морозова А.Л., Шалимова В.И. Эти люди посвятили полностью свою жизнь делу просвещения подрастающего поколения, открыли дорогу в жизнь замечательным людям земли ичалковской, оставили яркий след в ее истории.
В начале 50-х годов в селах района успешно завершился переход к всеобщему 7-летнему образованию, создавались условия для осуществления всеобщего среднего. Жизнь требовала решения двух неотложенных задач: улучшения учебно-воспитательной* работы и укрепления материально-технической базы школ. К тому времени педагогические коллективы пополнились учителями с высшим образованием.
С 1958 года в соответствии с «Законом об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» в стране вводится обязательное 8-летнее образование, осуществляется политехнизация школы, вводятся новые предметы, дающие основы знаний по вопросам промышленности и сельскохозяйственного производства, учащихся приобщают к труду на предприятиях, опытных участках и в школьных мастерских.
За многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность были удостоены высокого почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» Само-нова Л.А., Нарваткин Н.С., Кондрашин П.Н., Горякина Л.И. За заслуги в области народного образования присвоено звание «Заслуженный учитель школы Мордовской АССР» Михеевой А.И., Кемарскоскому О.Н., Батяевой Л.М., Володиной Н.А., Гавриловой Е.С., Чиняковой A.M., Названовой В.Ф., Трусовой А.Д.,Володину Н.П., Дакиной Е.И., Зеленеевой Е.А., Захаровой М.А., Корякову В.М., Шмаковой М.А., Сапегиной Т.И.
Время неумолимо бежит. Неузнаваемо меняется образовательный уровень населения, его культура и духовные ценности. Если 70 лет назад на 56 тыс. населения района только тысяча с небольшим обучалась в школах, то сегодня каждый получает основное образование.
За последние годы возрос престиж образования. 60% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, 39% продолжают свое обучение в средних специальных учебных заведениях.
В школы пришло новое поколение учителей, способное решать сложные задачи по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию. Многим из них свойственны высокий профессионализм, неординарное мышление, преданность детям, высокая общественная активность. Трижды становился победителем российско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения Тимонин М.А. — директор Тархановской средней школы. Решением комиссии ему предоставлено право поехать на семинедельную стажировку в США.
Удостоены премии фонда Сороса: Поросенкова Т.Г., Дыдыкин В.В., Масленникова Г.И., Соколова З.А., дважды — Храмова Т.К. — учителя Кемлянской средней школы.
За большой вклад в дело обучения и воспитания награждены высокими правительственными наградами Ширяева К.И., Кортунова Т.В., Афанасьева Г.А., Кирсанова М.Г., Черчимова М.Г., Торбина М.Т., Долгова В.В., Межевова В.А и др.
С 1984-85 учебного года учительские коллективы приступили к выполнению задач начавшейся в стране реформы средней общеобразовательной школы. Осуществляется переход на новые учебные программы, проводится курсовая подготовка и переаттестация учителей, изыскиваются оптимальные формы с малым количеством учащихся в классах, крепнет связь школы с базовыми предприятиями, общественностью села и родителями учащихся.
В районе сохраняется стройная система образования, гарантирующая каждому гражданину обеспечение конституционного права на образование. Есть
Юбилей Лобасковской школы.
все основания считать, что она относительно оптимальна, гармонична, поскольку соответствует двум взаимосвязанным требованиям: разнообразию образовательных услуг, их доступности. В настоящее время в этой системе 43 учреждения: 32 школы, из которых 5 начальных, 14 основных, 13 средних, 3 учреждения дополнительного образования (станция юных техников, дом детского творчества, детская юношеская спортивная школа), фильмотека, 7 дошкольных учреждений. В образовательных школах работает 414 педагогов, 45 воспитателей. Из общего числа учителей 76,6% имеют высшее образование, 31,5% присвоены первая и высшая квалификационные категории.
За последние десятилетия совместными усилиями администрации школ и органов местного самоуправления постоянно обновлялась и пополнялась материально-техническая база. В этот период введены в строй Ичалковская, Парадеев-ская, Папулевская школы. Строительство Ичалковской средней школы, которое возглавил директор школы Володин Н.П., началось весной 1967 года. Оно приняло поистине народный характер. Неоценимую помощь в этом оказали председатели колхоза «Родина» Буткин Н.П., Вечканов И.Ф., руководители промышленных предприятий: Резяпкин И.Т., Столяров М.Л., Орешкин П.И., Молчанов М.П.
Движение за повышение качества обучения и создания прочной материальной базы, развернувшееся в эти годы, ознаменовалось возведением Парадеевской (директор Тетюшкин Р.И.), Рождественской (директор Елесина М.И.), Лобасковской (директор Пудовкин Н.И.) средних, Папулевской (директор Калишин С.Я.), Веч-кусской (директор Храмушина Т.Е.) основных школ. Большой капитальный ремонт проведен в Оброченской средней школе (директор Коряков В.М.).
Архитектурный пейзаж райцентра в 1986 году украсился зданием типовой средней школы на 1200 ученических мест (директор Бочков А.И.). Была решена проблема школьного обучения детей разросшегося к тому времени рабочего поселка Кемля, создания условий для максимально продуктивного использования учебного времени, охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Несмотря на социально-экономические перемены общества, экономики и социальных сфер села, работа по укреплению материальной базы ведется активно и в настоящее время.
Введены в строй Кемлянская начальная, Кендянская основная школы, пристрой к Кергудской, Смольненской, Инелейской основным школам, проведена реконструкция Протасовской.
Как праздник восприняли жители с. Гуляева открытие в 1998 году средней школы на 162 ученических места, где созданы все необходимые условия для успешной организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Главная заслуга в этом принадлежит директору школы Фадеевой В.М. — заслуженному работнику образования РМ, за творческий подход к работе, незаурядные организаторские способности, инициативу, большое педагогическое мастерство она также награждена медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством II степени».
А в 2001 году открыла свои двери перед учащимися и преподавателями возведенная хозспособом Пермеевская школа. Нелегким было ее строительство. В нем приняли участие самые разные организации района, но качество работ оказалось отменным. Это отметил и Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, и министр образования республики В.В. Кадакин, прибывшие на церемонию открытия.
В 2002 году введено в строй новое здание основной школы на 72 места в одном из отдаленных сел района — Ведянцах, которое стало не только домом знаний, но и центром духовности и культуры.
Наконец-то осуществляется мечта жителей крупного населенного куста Папулево — Б-Сыреси — Селищи учить своих детей в школе, где будут созданы условия не только для учебы, но и для разностороннего развития созидательных, творческих способностей в процессе непрерывного образования. В 2003 году начато возведение Берегово-Сыресевской школы с детским садом. В этом же году завершена одна из долговременных программ по газификации учреждений образования.
В 90-е годы, когда изменились социально-экономические условия, время определило новые педагогические подходы. Система образования района, вовлеченная в преобразования, претерпевает серьезные перемены. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования, организованы различные типы образовательных учреждений, появилась возможность в определенных рамках менять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями.
От жесткой централизации в управлении, регламентации в работе учебных заведений, долговременной стабилизации содержания образования осуществляется переход к новой концепции системы образования, главная задача которой — проблема качества образования. Центральное место в реформировании образовательного процесса — развитие индивидуальных способностей детей.
1989-1990 учебный год стал годом рождения новой четырехлетней школы. Он положил начало перерастанию средней десятилетней школы в одиннадцатилетнюю.
В 1996-1997 учебном году в целях дифференциации и индивидуализации учебного процесса во всех школах введен базисный учебный план, позволяющий углубить содержание предметных областей. В частности, экология отрабатывается на факультативных курсах «Основы экологии», региональный компонент образования: история, география, традиции мордовской национальности изучаются на уроках истории и культуры мордовского края. Большая помощь оказывается учащимся, которые готовятся продолжить учебу в ВУЗах; в школах района введены факультативные, групповые и индивидуальные занятия по всем основополагающим предметам школьной программы, способствующие интеграции знаний.
Большую роль в повышении продуктивности обучения играют сегодня инновационные процессы, а именно: раннее обучение иностранному языку, информатике в основной школе, система развивающего обучения Л.В. Занкова в начальных классах, коммуникативная методика изучения русского языка в национальных школах, компьютеризация и информатизация образовательных учреждений в рамках Федеральной образовательной программы «Создание единой информационной среды на 2001-2005 гг.».
В связи с этим, пересматривается сложившиеся десятилетиями представление о качестве образования. А это означает, что деятельность учреждения оценивается не только по знаниям, умениям и навыкам, по степени развитости, социальной мобильности личности, воспитанности, но и потому, какой ценой эти результаты достигнуты. Поэтому разработка и освоение здоровьесберегающих технологий обучения стали важными направлениями в их работе.
При том педагогические коллективы большинства школ стремятся сохранить и приумножить традиции прошлого по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Ичалковская школа на протяжении нескольких десятилетий была одним из центров методической работы в районе. Являлась базой для прохождения практики студентов педучилища, МГПИ, в течение ряда лет служила опорной школой Министерства народного просвещения Мордовской АССР.
Дважды награждалась Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Мордовской АССР, Почетным Красным Знаменем.
В духе национальной гордости и утверждения гуманных отношений человека к человеку воспитывает учащихся педагогический коллектив Лобасковской средней школы. Здесь много делается в области возрождения и сохранности эрзянской культуры и родного языка. В 1997 году эти старейшие школы отметили свой полуторавековой юбилей.
Настоящей экспериментальной площадкой стала Кемлянская средняя школа под руководством заслуженного учителя Республики Мордовия Буркановой Л.М. На базе этой школы проводятся районные конкурсы «Учитель года». Именно здесь берут начало все инновационные процессы: углубленное обучение предметам, изучение иностранного языка в начальной школе, введение альтернативных современных методик и многое другое.
Характеризуются стабильностью и квалифицированными специалистами Гуляевская, Ладская, Селищенская, Оброченская, Рождественская, Тархановская, Смольненская школы. В этих образовательных учреждениях наиболее оптимально и целостно внедряются в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии и идеи, создаются условия воспитания детей, как субъектов духовной, трудовой, социальной деятельности, востребованных в XXI веке.
Школы района по праву гордятся своими выпускниками, среди которых известные государственные деятели, профессора, мастера живописи, писатели и поэты, ученые — медики и организаторы образования и здравоохранения и многие другие, внесшие и вносящие вклад во все сферы хозяйственной и культурной жизни республики и России: Коляденков М.Н., Хрущева Н.П., Сурай-кин Н.М., Илюхин В.Д., Рябов П.Ф., Названов Н.И., Рожков Н.П., Костров Е.Ф., Березин А.И., Измайлов Г.А., Тихомиров А.С., Винтин Н. А., Горбунов Г.И., Ромашкин В.И. (Ичалковская средняя школа); Галаев П.В., Горбунов И.М., Рябов А.П., Горбунов В.В., Прончатов Н.И., Шумилкин И.Е., Яушев И.М., Чичеватов Н.М., Фильченков А.Е., Адушкин В.А., Сивачев В.Н. (Лобасковская школа); Пискайкин А.К., Ревин В.В., Андреев А.И. (Селищенская школа), Бестужев-Лада И.В., Чибиркин В.В. (Ладская школа), Рязанцев В.А., Беляков В.И., Ганин А.И., Хвастунов М.Д. (Гуляевская школа).
Неотъемлемой и самоценной частью системы непрерывного образования района остается дошкольное воспитание. Характерной особенностью в работе 7 муниципальных дошкольных учреждений является обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения, появление оригинальных программ и методик, которые ориентированы не столько на овладение знаниями, сколько на художественную, театрализованную деятельность, развитие воображения, познавательной активности, самостоятельности, инициативности, обеспечивающие ребенку успешную деятельность в школе. Признанием детских садов стала их востребованность.
Значительные возможности для обогащения содержания образовательного процесса предоставляет система дополнительного образования района, которая стала органической частью непрерывного образования. Их значимая роль видится в реализации вариативной части учебного плана, в повышении эффективности воспитательной работы школ. Свыше полутора тысяч учащихся посещают, ДДТ, СЮТ, ДЮСШ.
Полноправное партнерство общеобразовательных школ и системы дополнительного образования позволяют добиваться успехов в учебно-воспитательном процессе. В течение последних трех лет учащиеся района занимают призовые места в зональных и республиканских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, по физике, биологии, экологии, обществоведению, немецкому и мордовскому языкам, физической культуре, а в общем зачете команды района за последние годы выходят на 3,4 места.
Значительное расширение и обновление материальной базы ДЮСШ, квалифицированный тренерский состав стали предпосылкой для достижения высоких результатов в спорте. Свидетельством признания школы являются третьи и четвертые позиции в республике по итогам работы за 2002-2003 гг.
Воспитанники школы несколько лет подряд не уступают лидерства в республике по лыжным гонкам, среди которых Бочкарев Роман и Волкова Елена вошли в состав сборной команды Мордовии.
Команда Смольненской школы стала победителем республиканского конкурса «Зима-2002». В летней республиканской спартакиаде учащихся 2003 года сборная команда района заняла 6-е место, а в зимней — 2004 года —2-е общекомандное место.
Но особенно результативными стали такие виды спорта, как вольная и греко-римская борьба. Традиционно воспитанники школы становятся победителями как на республиканских, так и на всероссийских турнирах. За 20 лет существования ДЮСШ подготовлено 3 мастера спорта, 57 кандидатов в мастера спорта, а Щетинин Александр последние три года является членом сборной команды Приволжского Федерального округа по вольной борьбе.
Трудное и интересное время переживает наша страна, и народное образование ощущает это наиболее остро. Да и когда России было легко? В не такие уж далекие и не менее трудные тридцатые годы В.И. Вернадский писал: «Тяжело, но если не для себя, то для других я верю в лучшее будущее России. Слишком велика в ней масса народа и слишком много в ней талантливости». Им, нашим предшественникам, удалось это сделать, за что великое им спасибо. Сегодня их ноша легла на плечи наши. И теперь уже наш долг сделать все от нас зависящее, чтобы не прервалась научная, духовная жизнь России. А вместе с ней и жизнь самой страны
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
Ичалковское профессиональное училище №10 организовано в мае 1954 года на базе межрайонной мастерской по капитальному ремонту двигателей. Вначале готовили отдельно трактористов и комбайнеров с сокращенным сроком обучения (3-6 месяцев), затем перешли к подготовке трактористов-машинистов 3 класса. Одновременно осваивали подготовку водителей автомобилей для Вооруженных Сил СССР.
В 1965 году начали подготовку трактористов-машинистов широкого профиля с 2-годичным сроком обучения, водителей автомобиля 3 класса.
В связи с массовым поступлением в колхозы новой техники возникла необходимость переучивать механизаторов, и с 1969 года начали организовывать курсы в колхозах как в своем районе, так и в Б-Игнатовском.
Постепенно развивалась и укреплялась материально-техническая база училища. В 1969 году была построена животноводческая ферма. Появился свой скот. На полях, кроме зерновых культур, выращивались огурцы, капуста, картофель. Учебное хозяйство стало прибыльным.
В 1967 году своими силами училище электрифицировали.
В 1968 году открылась новая просторная столовая для учащихся, а в 1969 году пустили в эксплуатацию котельную и перешли на центральное отопление.
В начале 70-х годов были построены два корпуса на 140 мест каждый под руководством Е.А.Макарова.
Труднее всего дело обстояло с учебными классами, из-за их разбросанности по всей территории училища невозможно было наладить надлежащий контроль за учебным процессом. Поэтому один корпус общежития переоборудовали в учебный.
В 1988 году был заложен фундамент под учебный и общественно-бытовой корпуса. В эксплуатацию они были сданы в 1995 году.
В настоящее время учебное хозяйство училища имеет" 440 га земли и необходимую технику для ее обработки. В училище работает дружный педагогический коллектив. Ребят обучают опытные педагоги.
За 50 лет подготовлено более 15 тысяч специалистов, которые трудятся в республике и за ее пределами. В их числе есть такие, чьи имена мы произносим с особой гордостью: Н.П.Тощев — кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, Н.П.Князев — кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Е.А.Кейль — кавалер 2-х орденов Ленина. Многие из наших выпускников с честью выполнили свой интернациональный долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. С особым волнением мы называем имена Андрея Егорова, погибшего при выполнении интернационального долга, посмертно награжденного орденом Красной Звезды, и Игоря Балыкова, скончавшегося от ран в госпитале, награжденного орденом Красного Знамени.
В настоящее время училище готовит специалистов по следующим профессиям: «тракторист-машинист широкого профиля», «водитель автотранспортных средств категории «Б», «С», «повар», «хозяйка усадьбы».
В распоряжении учащихся 17 кабинетов, 3 лаборатории, актовый и спортивный залы, библиотека, просторная столовая, оборудованный полигон. Все это способствует качественной подготовке квалифицированных работников.
КЕМЛЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ – КУЗНИЦА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ
В 2004 году Кемлянскому агарному колледжу исполняется 85 лет. Так уж получилось, что он на 10 лет старше Ичалковского района. До 1929 года Кемля входила в Лукояновский уезд Нижегородской губернии.
Свою биографию учебное заведение начало 1 марта 1919 года. По решению Нижегородского земельного отдела в селе Кемля, близ станции Оброчное Московско-Казанской железной дороги в имении бывшего помещика Филосовова было открыто сельскохозяйственное училище имени В.И. Ленина смешанного типа, с двумя отделениями: сельскохозяйственным и лесным.
У истоков его становления стояли заведующие Маслов К.Н. и Болдов М.Д., преподаватели: Архангельский В.И., Казанцев И.И., Жилинский П.В., Бочкарев С.А., Розанов Н.Н., Сатунин С.Н., Сатунин П.Н.
Осенью 1923 года сельскохозяйственный техникум стал участником первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 1927 году по проекту преподавателя И.И.Казанцева на реке Алатырь была построена первая гидроэлектростанция, заговорил первый в районе репродуктор. В 1938 году техникумская электроэнергия пришла в банк, на почту, в помещение суда, прокуратуры. Да и вообще техникум был центром культурной и бщественной жизни Кемли.
Шли годы, менялись времена, учебное заведение росло и крепло пережив к своему 85-летию 5 реорганизаций. В 1920 году сельскохозяйственное училище реорганизовано в сельскохозяйственный техникум, совмещенный с опытно-показательной школой-коммуно.
В 1921 году — школа отделена от техникума. В 1969 году по Постановлению Совета Министров учебное заведение и земли колхоза «Победа» были отделены и техникум реорганизован в совхоз-техникум.
В 1996 году совхоз-техникум становится совхозом-колледжем, а в октябре 1999 г. получает статус аграрного колледжа.
Сегодня учебное заведение имеет хорошую материальную базу: крупного рогатого скота — 1000, свиней — 514 голов, тракторов — 57, зерноуборочных и свеклоуборочных комбайнов — 27; 4601 га сельскохозяйственных угодий, из них 3454 — пашни, 305 — сенокосов, 701 — пастбищ, 37 га прудов.
С 1977 по 2002 годы коллектив возглавлял Д.Д. Мартынов — кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства России, депутат Верховного Совета РСФСР 12-го созыва, член-корреспондент Мордовского филиала Академии наук информатизации, кавалер ордена «Знак Почета».
В 1982-1983 гг. в совхозе-техникуме были организованы подразделения, работающие на коллективном подряде, внедрена чековая система взаиморасчетов.
В конце 90-х гг. в совхозе-колледже вступили в строй цеха по переработке сельскохозяйственной продукции: колбасный, сыродельный, мукомольно-кру-порушильный. Заработал участок по производству растительного масла.
В настоящее время Кемлянский аграрный колледж является учебным заведением среднего профессионального образования с повышенным уровнем подготовки специалистов по специальностям: «Механизация сельского хозяйства»; «Агрономия»; «Зоотехния»; «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». В колледже обучаются 1106 студентов, из них на дневном отделении 835, а 485 — по целевой контрактной подготовке.
У колледжа два учебных корпуса, учебно-производственная мастерская, актовый и спортивный залы, общежитие, столовая, библиотека, автомобили, тракторы, автотрактородром.
Теоретические учебные занятия проводятся в оборудованных кабинетах и лабораториях, практическое обучение — в учебно-производственной мастерской, на автотрактородроме, ферме, в производственной части колледжа.
Практики по профилю специальности студенты проходят на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях республики.
Теоретические и практические занятия ведут высококвалифицированные педагоги, 41 преподаватель из 57 имеет высшую и первую категории. Создана экспериментальная площадка по исследованию и внедрению инновационных образовательных и воспитательных технологий, 39 педагогов получили сертификат на внедрение инновационных технологий. Это опытные педагоги, такие как О.В. Мишина, М.П. Асина, А.А. Ерина, Т.И. Зеленеева, П.А. Дакин, Е.Г. Дакина, Е.С. Волгаев, Г.И. Пелина, Т.П. Шестакова, А.П. Матренин, Е.Ю. Зиганщина, Л.А. Резяпкина, Т.П. Ситкина, Л.А Ермакова, A.M. Чембаева, В.А Куркина и другие.
В колледже действует школа передового опыта по внедрению новых форм хозяйственных отношений. Экономическим отделением разработана программа изучения хозрасчетных отношений сельскохозяйственного производства ^ая студентов колледжа, работников АПК РМ.
Высоко оценен педагогический опыт преподавателя, заведующего заочным отделением Н.И. Кирсанова, которому присвоено звание «Почетный работник среднего специального образования России» Научные труды кандидатов наук Д.Д. Мартынова, А.П. Матренина, Е.С. Волгаева являются учебными пособиями для студентов.
Большую работу по воспитанию студентов на традициях и истории Кемлянского аграрного колледжа ведет исторический музей учебного заведения. Музей сочетает свою работу с учебными занятиями, осуществляет связь с ветеранами войны и труда, проводит экскурсии.
На базе лаборатории вычислительной техники создан молодежный компьютерный центр, в котором занимаются около 120 человек.
За период с 1919 по 2001 г. учебное заведение подготовило свыше 12 тыс. специалистов сельского хозяйства. Выпускники получают дополнительно рабочие профессии: оператор ЭВМ, слесарь, сварщик, токарь, водитель, тракторист-машинист, лаборант химического анализа. На ФОП приобретают общественные профессии организаторов сельских музеев, библиотекарей и др.
Выпускники колледжа являются проводниками передового опыта хозяйствования в Мордовии и России: B.C. Чалов — директор ГУП «Атьминский», заслуженный работник сельского хозяйства России, кавалер ордена «Знак Почета», лауреат Государственной премии РМ; А.Г. Зиновьев — председатель СХПК «1 Мая», кавалер ордена «Знак Почета», лауреат Государственной премии РМ; Г.В. Митронин — директор Ромодановского сахарного завода; Н.В. Пискайкин — директор АО «Теплоизоляция»; Н.В. Ларин — директор ГУП конный завод «Починковский». Колледж гордится такими выпускниками, как В.Ф. Солтаганов, заместитель секретаря Совета безопасности России, докторами экономических наук С.Ф. Сорокиным и А.А. Ганиным и многими другими.
ГОТОВИМ УЧИТЕЛЕЙ
1930 год. В стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение. Для перехода к нему потребовалась армия хорошо подготовленных учителей. На территории Средне-Волжского края были открыты 13 педтехникумов, среди них Ичалковский мордовский педтехникум, переименованный в дальнейшем в педучилище.
В далеком 1930 году было очень трудно с набором в техникум. Первые преподаватели и уполномоченные РИКа ездили по селам и просили родителей отпустить детей учиться «на учителя». Принимали с разным уровнем обученности. Все были очень бедны. Бедна была и материальная база училища: печное отопление, учебников и учебных кабинетов не было. Но было стремление педагогов дать знания и культуру молодым людям из деревни, и это помогало переносить трудности.
Из фотодокументов и воспоминаний выпускников (первые книги приказов не сохранились) узнаем, что одним из первых директоров был Андрей Михайлович Чурин, завучем — Александр Васильевич Суровцев, преподавателем педагогики Владимир Дмитриевич Никологорский, мордовского языка — Иван Герасимович Морозов, русского языка — Антонина Михайловна Чурина, физкультуры — Василий Владимирович Сидоров.
В ноябре 1931 года газета «Красная Мордовия» сообщала, что все учащиеся педтехникума объявили себя «культармейцами». Велика заслуга коллектива в том, что ичалковцы получили первую краевую премию за успехи в ликвидации неграмотности. Деятельность училища не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, хотя многие преподаватели и учащиеся ушли на фронт. Среди них был директор педучилища Афанасий Георгиевич Гугушкин.
Некоторое время в здании располагался и Кемлянский сельхозтехникум, т.к. его здание было занято под госпиталь. За годы войны было подготовлено 275 учителей, 10 из которых поехали работать в освобожденные районы страны. Коллектив училища возглавляли Елизавета Ивановна Земцова и мордовский просветитель Елисей Васильевич Скоблев. Преподавателями были — Прасковья Григорьевна Артамонова, Клавдия Яковлевна Никулкина, Иван Афанасьевич Мухрыгин, Александра Максимовна Кульнина.
Большой вклад в развитие училища в послевоенные годы внесли директора Михаил Петрович Шекшеев и ныне кандидат исторических наук Иван Андреевич Яшкин, завучи: Николай Степанович Нарваткин, Дмитрий Георгиевич Ва-сягин, Валентина Константиновна Кондрашова. Именно они и преподаватели Илья Петрович Кривошеев — один из основоположников эрзянской литературы, Екатерина Карповна Названова, Анастасия Ивановна и Александр Николаевич Березины, Юлия Васильевна Потапова, Антонина Яковлевна Вилкова, Николай Иванович и Анастасия Ивановна Мухортовы, Полина Никитична Жур-лова закладывали те традиции, которые сделали педагогическое училище уважаемым в республике учебным заведением.
Сотни высококлассных специалистов были подготовлены в эти годы. Многие были удостоены правительственных наград, стали отличниками просвещения, заслуженными учителями. Среди них Нина Ивановна Захаревская, Лидия Александровна Самонова, Нина Ивановна Юнина, Елизавета Ивановна Дакина, Раиса Степановна Кузнецова и другие. Выпускников школьного отделения можно встретить в разных уголках бывшего Советского Союза.
В 1961 году состоялся первый выпуск дошкольного отделения, все выпускники получили направление в детские сады г.Саранска, где работают воспитателями, методистами, заведующими детскими садами, специалистами по дошкольному воспитанию в РОО и МРИО.
В 1966 году было открыто художественно-графическое отделение. Большой вклад в его становление внесли директор Василий Трофимович Вельдяскин, награжденный двумя орденами Ленина, заслуженный учитель школы РСФСР, завуч Иван Егорович Елисеев, заслуженный работник образования Республики Мордовия, заслуженный учитель школы МАССР Николай Ильич Гордеев, который, заведуя отделением, сумел сплотить около себя талантливых педагогов: Александра Давыдовича Бортникер, Галину Филипповну Калинину, супругов Сушковых, супругов Асановых, супругов Большаковых.
Всемирную известность получила школа юных резчиков по дереву в Подлесной Тавле Кочкуровского района, организатором которой является Николай Иванович Мастин — выпускник ХГО. В республике хорошо знают заслуженного работника культуры Светлану Александровну Челышкову (г.Саранск ДХП1 № 3), члена Союза художников России, учителя рисования и черчения в с.Красино Ивана Петровича Маркина. За пределами республики стали известны выпускники: А.Н. Баргов — председатель Союза художников Мордовии, В.П. Шадрин — заслуженный художник Мордовии, супруги Рязанцевы: Ирина Михайловна — Отличник народного просвещения, Заслуженный работник высшего образования, декан ХГФ Чувашского университета им. И.Я. Яковлева, Виктор Александрович — старший научный сотрудник Чувашского государственного музея.
В 1972 году училище переведено в новый корпус. Это был огромный подарок преподавателям и учащимся. Тон в работе коллектива, которым руководил тогда заслуженный учитель школы МАССР Виктор Семенович Клеянкин, задавали в то время Татьяна Федоровна Куркина, Евгения Петровна Кузнецова, Нина Федоровна Елисеева, Галина Георгиевна и Александр Кириллович Кемаевы, Иван Яковлевич и Алевтина Павловна Верендякины, Нина Валентиновна Малова, Людмила Васильевна Чувикова, Елена Кузьминична Видманова, Михаил Федорович Еделькин, Валентин Моисеевич Воронин, Петр Георгиевич Ку-манев, Анна Егоровна Терешкина.
В эти годы были выпущены учебники для национальных начальных школ, авторами которых были Татьяна Федоровна Куркина, Галина Георгиевна Кема-ева, Елена Кузьминична Видманова, Валентина Федоровна Названова. С 1992 года происходят изменения внутренней структуры училища. Открыты лицейские и колледжные группы. В настоящее время подготовка ведется по четырем специальностям на очном отделении. «Преподавание в начальных классах» на базе основной средней школы со специальностями: учитель родного (эрзянского или татарского) языка, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования, воспитатель детей дошкольного возраста, учитель музыки, учитель технологии, учитель иностранного языка в начальных классах, педагог-психолог. «Изобразительное искусство и черчение» со специальностями: педагог-организатор, учитель технологии, педагог дополнительного образования, учитель мировой художественной культуры, учитель истории основной школы, учитель английского языка основной школы.
На хозрасчетном заочном отделении ведется подготовка учителей начальной школы и изобразительного искусства. Сохранить традиции учебного заведения, память о людях, работавших и учившихся в нем, помогает музей училища, которым заведует влюбленный в свое дело человек — Римма Александровна Кокури-на. Она умело организует поисковую и оформительскую работу со студентами и преподавателями, проводит экскурсии, встречи с выпускниками. Стало традицией, что группы нового набора начинают свое обучение с посещения музея.
В настоящее время учебное заведение располагает необходимой базой для подготовки специалистов, достаточно высоким кадровым потенциалом. Из 76 педагогов 8 имеют почетное звание «Заслуженный учитель Республики Мордовия», 38 — высшую квалификационную категорию, 23 — первую, третья часть педагогов отмечена правительственными наградами и значками «Отличник народного просвещения».
За последние годы вдвое увеличен библиотечный фонд, в учебном процессе достойное место заняли видеофильмы, аудиовизуальные средства обучения, компьютеры, телевидение. Учебный процесс обеспечивают 22 кабинета, спортивный, актовый и тренажерный залы, 6 учебных мастерских, 13 музыкальных кабинетов для индивидуального обучения, зал ритмики и хореографии.
Построено и введено в строй 15 квартир для преподавателей, сделан пристрой к учебному корпусу, введена в строй газовая котельная, готовится строительство общежития на 250 мест со спортивным залом и столовой.
Неоценимый вклад в развитие материальной базы училища, создание надлежащих условий для преподавателей и студентов внес директор Геннадий Петрович Поросенков, возглавляющий коллектив с 1989 года.
С 2000 года училище получило статус колледжа
Значительные изменения за последние годы произошли в обновлении содержания образования, повысились уровень и качество научно-методической работы. Каждый преподаватель работает над определенной методической темой, разработал рабочие программы дисциплин базового и повышенного уровня с учетом Госстандартов и национального регионального компонента.Изучая систему развивающегося обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и другие альтернативные программы, коллектив постепенно внедряет их в процесс подготовки учащихся. Особенно преподавателям близки деятельностный подход А.Н.Леонтьева, концепции личностно-ориентированного образования И.С.Якиманской и В.В.Серикова, теория развития личностной свободы у младших школьников В.В.Зайцева.
Одним из важнейших направлений в работе является проведение на базе колледжа республиканских и региональных семинаров, научно-практических и теоретических конференций для учителей начальных классов, музыки, ИЗО, физической культуры, обслуживающего и технического труда. В данных мероприятиях принимают активное участие методисты Мордовского института образования, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, районных отделов образования.
Преподаватели колледжа активно участвуют в педчтениях, семинарах, выступают на конференциях, проводимых в пединституте, Республиканском институте образования, университете.
В своей работе преподаватели колледжа уделяют большое внимание развитию у студентов умения работать с многокультурным составом учащихся, воспитанию ответственности и умения работать с различными разновидностями этнических и культурных групп, формируют уважение к отдельной личности, навыкам сотрудничества с коллегами, развивают умение разбираться в различных технологиях и многообразии учебников и программ, т.е. готовят их к творческой работе, к новаторству (умению строить учебный процесс).
Педагогами-новаторами колледжа можно назвать преподавателей высшей категории: Светлану Вячеславовну Ямбикову, Алевтину Анатольевну Сурайки-ну, Александра Николаевича Кокурина, Елену Кузьминичну Видманову, Екатерину Гавриловну Шестакову, Валентину Юрьевну Вдовину, Алевтину Константиновну Пурякову, Анатолия Павловича Забродина, Нину Георгиевну Назарову, Елену Алексеевну Игайкину, Людмилу Ивановну Пудовкину, Валентину Федоровну Юрченкову, Валентину Викторовну Вечканову, Наталью Ивановну Фабричнову, Галину Ивановну Шеногину, Надежду Дмитриевну Вильдяеву, Надежду Николаевну Вельматову, Прыткову Елену Ивановну.
В колледже отрабатывается система отбора будущих учителей. Она включает в себя профессиональную ориентацию и консультацию школьников на местах и собеседование, проводимое во время подачи абитуриентами заявления. Также используются и другие формы профориентационной работы. Ежегодно в дни весенних каникул проводятся «Дни открытых дверей», в ходе которых школьники посещают колледж, с ними организуются встречи, для них работают выставки.
В педагогическом колледже складывается определенная система работы с вы-плскниками. Создан совет по связи с ними, установилась связь с районными и городскими отделами образования республики по работе молодых специалистов. Проводится сверка фактического трудоустройства выпускников путем запросов в гай (гор) отделы образования. С помощью анкетирования выявляются трудности, к «торые встречались в работе, во взаимоотношениях с коллективом учителей, администрацией школ, бытовые условия, общественное лицо выпускников, а также их предложения по улучшению обучения и воспитания будущих учителей.
Большие возможности для анализа качества подготовки специалистов дают характеристики выпускников, которые тщательно анализируются. Анализ показывает, что большая часть выпускников имеет достаточно высокую научно-практическую и методическую подготовку. В характеристиках отмечается добросовестное отношение к делу и желание повышать свое методическое мастерство. На заседаниях педагогического совета колледжа намечаются пути выполнения рекомендаций молодых учителей.
Воспитательная работа в педагогическом колледже направлена на реализацию идей общеколледжной проблемы — обеспечение современного качества образования и воспитания, их соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. С этой целью в основу воспитательной работы включено решение таких задач, как: знакомство с идеями, положительно влияющими на формирование научного мировоззрения, развитие ложительного отношения к овладению педагогической профессией; обеспечение целенаправленного систематического развития интереса к профессии учителя; проведение целенаправленной работы по формированию социально-активной личности учителя; развитие представления об идеале современного учителя; воспитание чувства нравственного долга, моральной ответственности за свои поступки; воспитание национального характера, придающего личности колорит национальной культуры и самобытности.
На основе общеколледжного плана разрабатываются планы классных руководителей и кружков. Проводятся тематические и развлекательные мероприятия. О художественной самодеятельности колледжа хорошо знают в республике. Данный участок работы возглавляет зам .директора по воспитательной работе Тамара Петровна Марушева. Много сил в работу со студентами вкладывают заведующие отделениями Маргарита Александровна Щетинина и Галина Ивановна Шеногина.
В 2001 году была создана команда КВН, которая неоднократно становилась призером Чемпионата КВН РМ среди команд ССУЗов и школьных команд. С этого года в колледже действует отряд «Патриот» Патриотического объединения «Поиск» РМ, которому весной 2004 года за активную работу по увековечиванию памяти павших в годы Великой Отечественной войны было присвоено имя Виктора Лобурёва, выпускника колледжа, погибшего в Афганистане. Стало уже традицией участие студентов и преподавателей колледжа во Всероссийской конференции — фестивале творчества студентов «Юность Большой Волги» в г.Чебоксары, где многие исследовательские работы колледжа были отмечены дипломами. Научно-исследовательскую работу в колледже возглавляет Лукьянова Елена Николаевна.
Планомерно проводится и спортивная работа. Систематически работают секции волейбола, настольного тенниса, легкоатлетическая, лыжная. Спортсмены училища принимают активное участие во всех районных соревнованиях и спартакиадах ССУЗов РМ, где постоянно занимают призовые места, являются членами сборных команд района и республики.
В 1997 году принимали участие во Всероссийском физкультурно-спортивном фестивале студентов в г.Чебоксары, где завоевали 15 золотых, серебряных и бронзовых медалей, 17 дипломов.
В 1998 году выезжали на V фестиваль народов Поволжья в г.Череповец, где заняли третье призовое место и получили 3 бронзовых медали и 3 диплома. Но главное богатство училища — его выпускники, а сейчас их более 7 тысяч, работающих и работавших в разных уголках нашей страны.
Без выпускников Ичалковского педагогического колледжа невозможно себе представить республику. Они стали полномочными ее представителями в образовании, науке, искусстве, органах государственной власти. Среди них Владимир Петрович Андронов —доктор психологических наук, Иван Андреевич Юрин — доктор исторических наук, Александр Петрович Тимошкин — зам. министра труда и занятости республики, Мария Дмитриевна Имайкина и Валентина Львовна Имайкина — кандидаты филологических наук, Вера Константиновна Живоедова — бывший министр образования республики, заслуженный учитель школы РСФСР, Василий Степанович Тягушев, Виктор Петрович Тумайкин — кандидаты исторических наук, Виктор Герасимович Авер-кин — бывший министр юстиции МАССР, Виктор Александрович Вальков — бывший министр образования республики, Лидия Алексеевна Сурайкина — кандидат философских наук, Александр Макарович Доронин — поэт, член союза писателей России, лауреат Государственной премии РМ, редактор журнала «Сятко», Евгения Александровна Долинина — логопед детсада № 5 (г.Саранск), «Отличник народного образования РСФСР», Владимир Павлович Шадрин — член Союза художников, лауреат Государственной премии республики, Михаил Иванович Ломшин — доктор педагогических наук, Василий Федорович Названов — доктор физико-математических наук, профессор, Светлана Владимировна Мелёшина — кандидат педагогических наук.